Правительство обсудит с бизнесом возможность объединения ФНС и ФТС

Но сам бизнес слиянию не рад, а эксперты идею критикуют
Первый вице-премьер предлагает решить, нужно ли объединять ФНС и ФТС
Первый вице-премьер предлагает решить, нужно ли объединять ФНС и ФТС / FABRICE COFFRINI / AFP

До мая правительство должно решить, нужно ли объединять Федеральную налоговую службу (ФНС) и Федеральную таможенную службу (ФТС), заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС. Для многих чиновников, присутствовавших в зале, это оказалось неожиданностью, признавались они потом.

Идея обсуждается не впервые. Последний раз такая дискуссия закончилась в 2015 г. решением создать единую информационную систему двух служб и передать ФТС, как и ФНС, под кураторство Минфина. Это было лишь промежуточным решением, пояснил во вторник Шувалов: необходимо взвесить все «за» и «против» и наконец решить, нужно ли создавать единую фискальную систему. «Надо быть чуть выше ведомственных узких интересов», – добавил он. Решение, по его словам, нужно принять в начале нового политического цикла, но не позже.

Двадцатого ноября президент Владимир Путин встречался с руководителем ФНС Михаилом Мишустиным, но, по словам последнего, создание единого фискального органа не обсуждалось. От дополнительных комментариев Мишустин отказался. Представитель ФТС не ответил на запрос «Ведомостей».

Против объединения выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Слить можно все, что угодно, но функции служб какими были, такими и останутся, как и принципиальное различие в организации их работы, говорил в октябре в интервью «Ведомостям» руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

У таможни не только фискальная функция, она контролирует права на интеллектуальную собственность, осуществляет правоохранительную деятельность, борется с контрабандой, говорит один из чиновников. Таможенное администрирование в чистом виде – открытие и закрытие таможенных процедур, идентификация товаров, это не фискальные процедуры, и непонятно, как всем этим может заниматься единая служба. Единая система оказалась хорошим компромиссом, сказал другой чиновник, она позволила установить тотальный контроль за уплатой НДС: налоговой службе видны все подозрительные транзакции, доступ к данным позволил лучше контролировать товарные потоки. «Но именно единой базы сейчас нет – у каждой службы отдельная, просто есть доступ друг к другу», – возражает еще один чиновник. Это и не нравится Шувалову. Идея – разбить реформу на два этапа: до марта сделать единую базу, после – обсудить объединение служб и к маю, к формированию нового кабинета, принять решение, поясняет он.

Как улучшается таможня

В этом году Россия поднялась на 40 ступеней до 100-го места в рейтинге Doing Business в сфере международной торговли (оценивается простота и скорость растаможивания). Например, был упрощен порядок уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету на едином лицевом счете, ускорены процедуры экспорта и импорта в порту Санкт-Петербурга, объясняла ФТС. За год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел с $765 до $665, для импортеров – с $1125 до $587,5.

Обе службы в ведении Минфина – этого пока достаточно для координации их работы, считает председатель РСПП Александр Шохин. ФНС сильно продвинулась в автоматизации, но нельзя говорить, что ФТС настолько отстала от налоговой, что бизнесу невозможно взаимодействовать с таможней, считает Шохин. Например, ФТС собирается сократить число мест таможенного оформления с 672 до 16 центров электронного декларирования.

В объединении есть плюсы: у некоторых компаний налоги, как правило, администрируются из офиса в Москве финансовым департаментом, а за связи с таможней отвечает отдел снабжения, который может сидеть в другом городе, говорит сотрудник «дочки» иностранной компании: «При объединении служб легче будет администрировать экспортный НДС». Но у ФТС есть еще и правоохранительные функции – странное получится сращение, переживает он. Рискованное решение, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, особенно в ситуации дефицита федерального бюджета: есть специфика в работе ФТС, а при объединении неизбежна потеря части специалистов. Достаточно общей информационной платформы, настаивает он.

У двух служб сейчас разные задачи и функции, методы и способы контроля, согласна руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, для начала надо сблизить два вида контроля, иначе возникнет организационная путаница. «Я, как бывший чиновник (ранее возглавляла департамент внешнеторговой деятельности Минэкономразвития. – «Ведомости»), переживший несколько административных реформ, могу сказать, что, если реформа не проработана, ничего хорошего из этого кроме потери компетенции не получится», – предупреждает она.

Есть тенденция на централизацию управления – это уже политическая идеология, пример – создание мегарегулятора финансовых рынков на базе ЦБ, отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Именно Шувалов продвигал идею финансового мегарегулятора, напоминает финансист, участвовавший тогда в дискуссии, но не все проблемы решаются слиянием разных структур.

Первый вице-премьер предлагает решить, нужно ли объединять ФНС и ФТС