Минфин объяснил, как людям платить налоги с криптовалют

Делать это нужно, как при продаже обычного имущества
Сейчас в России людям не грозят налоги с операций с криптовалютами, считают юристы
Сейчас в России людям не грозят налоги с операций с криптовалютами, считают юристы / Максим Стулов / Ведомости

Были случаи, когда люди хотели заплатить налог с криптовалют, приходили в инспекцию, но декларацию у них не принимали, зато информировали следователей о том, что люди совершают операции с денежными суррогатами», – вспоминает партнер КИАП Михаил Успенский. Как платить налоги с таких операций, пока неизвестно, признают юристы. Ответить на этот вопрос попытался Минфин.

Особого порядка взимания НДФЛ с доходов от продажи биткойнов нет, признает в письме директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов, а значит, действуют общие правила уплаты налогов с продажи имущества. Рассчитать и заплатить налог должны сами люди. Письмо – ответ на поступивший в Минфин вопрос и не обязательно для исполнения, оговаривается Сазанов: трактовать Налоговый кодекс можно иначе.

Минфин рекомендует использовать общие правила, указывает партнер PwC Максим Кандыба, но ключевой вопрос, ответа на который все ждут: какими будут специальные правила для криптовалют. Определить их правительство и Центробанк должны до июля 2018 г., поручал президент Владимир Путин. Своя концепция была у министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова: если биткойн не товар, продавец должен платить НДФЛ с дохода от прироста стоимости. Если же человек не сможет показать разницу между покупкой и продажей, то НДФЛ будет браться с общей суммы, предлагал он. С начала года биткойн подорожал на 550%, эфириум – на 3754%, а рипл – на 3075%.

Прежде нужно определить пра­вовую природу криптовалют, замечает партнер KPMG Донат Подниек. Если признать их имуществом, то при расчете налога можно уменьшить доход от продажи на расходы от покупки, а если имущественным правом – нельзя.

Суд остановил налог

В Европе криптовалюта не считается товаром и НДС не взимается: такое решение в 2015 г. принял суд Евросоюза, ­говорится в обзоре KPMG. Кроме того, провайдеры криптовалютных сервисов и «платформы виртуальных валют» должны идентифицировать клиентов и отслеживать подозрительные операции.

В мире действуют разные правила налогообложения криптовалют. Например, в Японии, Швеции и Нидерландах они считаются платежными инструментами, говорится в обзоре KPMG, подготовленном для «Ведомостей», и налог при их продаже не взимается. В Норвегии криптовалюты считаются финансовым активом и облагаются налогами на имущество и с продаж. В Финляндии налог платится не только при конвертации криптовалюты в традиционную – с дохода от курсовой разницы, но и с ее майнинга. А в Сингапуре операции по конвертации криптовалюты облагаются НДС. В США биткойн считается имуществом и обсуждается идея, чтобы с полученного от продажи дохода до $600 налог не платился, рассказывает Кандыба.

Сейчас в России людям не грозят налоги с операций с криптовалютами, считают юристы. Немногие совершают сделки в криптовалютах на крупные суммы, хотя кошельки по большому счету являются анонимными, говорит Успенский. К тому же непонятно, кто и как будет находить майнеров, указывал владелец майнинговой фермы Тимофей Ра. Теоретически крупные фермы можно вычислить по значительному энергопотреблению, рассуждал он.

Есть риск, что данные об операциях с криптовалютами через зарубежные счета (например, в Швейцарии финансовые организации уже могут проводить сделки в криптовалютах) и на иностранных криптовых биржах могут попасть к российским налоговикам через автоматический обмен налоговой информацией, предупреждает Кандыба. Рискуют и владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК, с 2017 г. с их нераспределенной прибыли люди должны заплатить налог 13%): операции в криптовалюте могут рассматриваться как доход, говорит Подниек. Ра не исключал, что майнеров могут заставить платить налоги, сделав обязательной продажу произведенной криптовалюты через российскую биржу.

Пока нет задачи вылавливать владельцев криптовалют, которые не платят налоги, говорит федеральный чиновник, но нельзя сказать, что нет и рисков. Ситуация может измениться, когда будет введено регулирование, а налоговики начнут автоматически получить информацию из других стран, предупреждает он. Срок давности налоговых нарушений – три года, напоминает чиновник: за этот период налоговики и смогут взыскать налоги, начислить пени и штрафы.

Сейчас в России людям не грозят налоги с операций с криптовалютами, считают юристы