Правительство заставляет госкомпании поддержать импортозамещение

Их «дочкам» придется согласовывать закупки импорта
Правительство уже подготовило проекты необходимых актов, говорил замминистра финансов Алексей Лавров: под регулирование первыми подпадут закупки госкомпаниями импорта в сфере судостроения, авиационной техники и буровых платформ
Правительство уже подготовило проекты необходимых актов, говорил замминистра финансов Алексей Лавров: под регулирование первыми подпадут закупки госкомпаниями импорта в сфере судостроения, авиационной техники и буровых платформ / Marius Becker / DPA / TASS

«Дочки» госкомпаний не смогут свободно закупать импортное оборудование, следует из правительственного законопроекта, принятого Госдумой в первом чтении (подготовлен Минэкономразвития). Сейчас на согласование комиссии правительства по импортозамещению выносятся закупки госкомпаниями импортной продукции на сумму свыше 10 млрд руб. По законопроекту согласованию будут подлежать закупки не только госкомпаний, но и их «дочек», а также аренда, в том числе фрахт и лизинг. Правительство сможет определять максимальную цену договора для определенного им перечня товаров. Частные компании будут проходить согласование по старой схеме – только по инвестпроектам с господдержкой.

«Госкомпании научились игнорировать правительственную комиссию по импортозамещению», – объясняет федеральный чиновник. Они создают «дочки», специализирующиеся на закупках, а на них правила пока не распространяются, рассказывает он. Кроме того, компании стали закупать не само оборудование, а услуги – не буровую вышку, а услуги по бурению, продолжает он. «Большинство компаний не закупают в собственность, а используют инструменты финансовой аренды», – говорил замминистра финансов Алексей Лавров (его цитирует «Интерфакс»). Правительство уже подготовило проекты необходимых актов, сообщал он: под регулирование первыми подпадут закупки госкомпаниями импорта в сфере судостроения (на сумму не менее 2 млн руб.), авиационной техники (1 млрд) и буровых платформ (100 млн).

Такие контракты госкомпаний дороже 10 млрд руб. – штучные, их не больше 10–15 в год, считает проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин, неудивительно, что планку решено опустить. Совладельцами «дочек» госкомпаний могут быть и частные инвесторы, очередная инициатива по поддержке импортозамещения «совершенно не рыночная, к свободному рынку не имеет ни малейшего отношения», говорит руководитель Центра размещения государственного заказа Александр Строганов.