Почему средний класс Каталонии хочет независимости от Испании
В то время как рабочие не поддерживают отделениеОсновой сепаратистского движения в Каталонии стал средний класс. Он уверен, что остальная часть Испании тратит, причем впустую, налоги, собираемые в этом регионе, который гордится своими банками и промышленностью. Это стало одним из основных факторов, которые поставили Испанию на грань конституционного кризиса. «Независимость Каталонии – это бунт среднего класса, – утверждает историк Эндрю Даулинг из Кардиффского университета. – В отличие от представителей рабочего класса, эти жители Каталонии считают, что независимость принесет им лучшую жизнь».
Согласно опросу местного агентства по изучению общественного мнения, в июле за независимость Каталонии выступала примерно половина людей, причисляющих себя к среднему классу или его верхней прослойке. Для сравнения: среди рабочего класса отделение от Испании поддерживали только 28%.
На Каталонию приходится почти 20% ВВП Испании благодаря наличию в регионе нефтехимических компаний и крупного морского порта. ВВП на душу населения в регионе на 19% выше, чем в среднем по стране. Кроме того, в Каталонии находится больше компаний, чем в любой другой части Испании. «Многие каталонцы из среднего класса видят в независимости конец многолетней экономической несправедливости, когда им приходилось платить за более бедные регионы Испании», особенно во время экономического кризиса в стране, отмечает Нарсисо Михавила, президент мадридской консалтинговой фирмы GAD3.
По фискальным правилам Испании регионы отправляют в бюджет страны налоговую выручку, эквивалентную 5-8% их ВВП в зависимости от различных вычислений. По данным министерства финансов Испании, только Мадрид и Балеарские острова делали больше отчислений в национальный бюджет на душу населения, чем Каталония. Многие сторонники независимости в Каталонии считают, что она могла бы потратить эти миллиарды на собственное развитие. Они утверждают, что у региона гораздо более компактный и эффективный государственный сектор, чем в остальной Испании. Например, в Каталонии лишь 15% работников – госслужащие, а в бедном юго-западном регионе Эстремадура – 33%. Многие представители среднего класса были недовольны, когда в 2010 г. в стране не была принята новая, более выгодная для Каталонии, система распределения налогов.
Поддерживающие единство страны каталонцы, наоборот, говорят, что более богатые регионы должны помогать бедным из солидарности. Кроме того, отмечает Мадрид, независимой Каталонии придется платить крупные пошлины за торговлю со своим основным партнером – остальной Испанией.
Сепаратистские настроения в регионе выросли во время экономического кризиса в Испании, когда многие каталонцы, особенно из среднего класса, были недовольны мерами жесткой экономии. В 2011-2016 гг. общие капитальные инвестиции правительства Испании в стране сократились на 55%, а в Каталонии – более чем на две трети. Особенно рассердило каталонцев сокращение зарплат в госсекторе и рост стоимости высшего образования. Согласно региональным опросам, в конце 2013 г. поддержка независимости была на пике и достигала 49%, а этим летом – только 35%.
Многие каталонцы называют крупные государственные проекты в качестве примеров бесполезной траты средств Мадридом. Особенно это касается мало используемых региональных аэропортов. Так, Ciudad Real был построен на расстоянии около 200 км от Мадрида в 2008 г. и закрыт спустя четыре года. Теперь он принадлежит частным владельцам. Испанские власти «не слишком-то тратились на наши дороги после Олимпиады в начале 1990-х гг.», говорит инженер из Барселоны Рафаэль Уласиа, проголосовавший за независимость на референдуме 1 октября.
Как утверждают выступающие за независимость экономисты, она позволила бы увеличить ВВП Каталонии на 8% в долгосрочной перспективе, даже учитывая дополнительные издержки на обеспечение госуслуг, которые сейчас предоставляет испанское правительство. По их словам, у независимой Каталонии будут деньги на решение хронических проблем, в том числе на модернизацию железных дорог. «У [независимой] Каталонии никогда бы не было экономических проблем, – уверена юрист из Сабаделя Берта Аргелагет. – По-моему, это была бы очень богатая страна».
Но рабочий класс в Каталонии меньше поддерживает независимость. Благосостояние региона исторически привлекало в него мигрантов из остальной Испании. В последние два десятилетия диктатуры Франсиско Франко около 1,5 млн испанцев переехали с менее развитого юга в Каталонию, чтобы работать в текстильной, автомобильной и железнодорожной отраслях. Многие из них сохранили привязанность к родным регионам и продолжают говорить дома по-испански.
Последний момент важен, поскольку по языку часто можно определить сторонников независимости. Согласно опросам, ее поддерживают три четверти тех, для кого каталанский язык родной. Причем 55% тех, для кого он стоит на первом месте, относятся к среднему классу.
Перевел Алексей Невельский