Население России беднеет, несмотря на рекордное замедление инфляции

Даже зарплаты растут далеко не во всех секторах
Потребление практически не растет
Потребление практически не растет / ТАСС / Интерпресс

Зарплаты россиян растут с августа 2016 г. (см. график на стр. 05), но реальные доходы снижаются – разве что в июне они не снизились, но и не выросли. В августе реальные доходы сократились на 0,3% в годовом выражении, в июле – на 0,9%. Годовая инфляция в августе замедлилась до исторического рекорда в 3,3%, в июле было 3,9%.

Официальная статистика не отражает достоверно рост зарплат всех россиян, пишут аналитики «Сбербанк CIB»: учитываются крупные компании, где, как правило, и платят больше, и индексируют зарплаты чаще. Средняя зарплата в мелких компаниях, включая те, где платят неофициально, снижается, утверждают они: за IV квартал 2016 г. – на 7,7% в годовом выражении, за II квартал 2017 г. – на 1%. Это объясняет, почему рост зарплат не увеличил оборот розницы, считают аналитики «Сбербанк CIB». По мере восстановления экономики мелкие компании будут догонять в росте зарплат крупные, полагают они, и реальные доходы населения в IV квартале 2017 г. вырастут на 1%, а оборот розницы – на 7% и люди начнут переходить на более дорогие товары.

Оборот розницы в августе, по данным Росстата, вырос на 1,9% – больше за счет непродовольственных товаров (+2,1%). Готовность людей совершать крупные покупки также выросла, пишут аналитики «ВТБ капитала», но, если исключить сезонный фактор, рост продаж в сравнении с июлем оказался практически нулевым.

Реальные зарплаты росли, но из-за сокращения числа работников, что влияет на зарплаты оставшихся, замечает Игорь Поляков из ЦМАКПа: официальные зарплаты обеспечивают 42–44% доходов.

В крупных и средних компаниях работает 79% официальных работников (основная часть фонда оплаты труда, ФОТ), еще 11% – на малых и микропредприятиях.

Реальные зарплаты растут за счет отдельных секторов экономики – это не тотальный подъем 2010–2011 гг., когда росли и госсектор, и торгуемый сектор экономики.

Растут часть секторов добывающей промышленности, обработки, транспорта, оптовая торговля и банковская сфера, перечисляет Поляков, эти секторы поддержали розницу и обеспечили общий тренд зарплат к росту. В бюджетном секторе зарплаты не индексировали, а перегруппировали, чтобы выполнить майские указы президента Владимира Путина. Зарплаты госслужащих не растут третий год подряд.

В разных отраслях рост зарплат действительно разный, согласен экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков: в неторгуемых секторах, где много маленьких предприятий, они растут медленнее.

Около 33% поступлений приходится на пенсии и социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности и финансовых активов. Ни те, ни другие, ни третьи, по словам Полякова, существенно не растут: и пенсии, и социальные выплаты индексированы на инфляцию и не могут серьезно поддержать потребление. Доходы предпринимателей – их около 3,6 млн человек – за полугодие выросли на 0,2–0,3%. Доходность финансовых активов – ценных бумаг, депозитов – сократилась из-за снижения ставок. Еще 24–25% остается на теневые и серые доходы, считает Поляков.

А вот потребительские расходы россиян в августе выросли, продолжает он: в августе, как и в мае – июле, люди активнее брали кредиты – ипотечные, потребительские, автокредиты. За год реальные доходы россиян практически не изменятся: либо вырастут на 0,2–0,3%, либо снизятся в тех же пределах, полагает Поляков, а с начала года доходы людей снизились на 1,2%.

Дальнейший рост реальных зарплат россиян зависит от многих факторов, говорит Поляков: от конкурентоспособности рыночных компаний и их возможности индексировать ФОТ, от мировых цен на товары российского экспорта. Что касается объявленной министром финансов Антоном Силуановым индексации зарплат бюджетников, то она будет близка к инфляции и серьезно не увеличит спрос. В будущие два года зарплаты россиян будут расти на 2,9–3% быстрее инфляции, оценивает Поляков.

В ближайшей перспективе рост потребления возможен из-за снижения ставок кредитов и планируемого повышения зарплат в госсекторе в 2018 г., но драйвером роста экономики потребление не станет, предупреждает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, хотя, возможно, перестанет быть фактором, который тянет экономику вниз. В долгосрочной же перспективе потребление будет отставать от роста экономики.

Падение реальных доходов при рекордном замедлении инфляции Тихомиров, как и аналитики «Сбербанк CIB», объясняет методикой Росстата: он учитывает только крупные и средние предприятия и, если в какой-то крупной компании было повышение зарплат, общая цифра растет – при сохранении или падении реальных доходов.

Сейчас разрыв между ростом реальных зарплат и ростом розничного товарооборота составляет около 1,7% – это гораздо меньше, чем в 2016 – начале 2017 г., утверждает Исаков, а потребление поддерживается ростом реальных зарплат и оживлением кредитования.

Российские семьи меньше сберегают – в среднем около 10% денежного дохода, пишут аналитики «ВТБ капитала». Того же мнения ЦБ (в сентябрьском докладе о денежно-кредитной политике): россияне начинают больше тратить и меньше сберегать, хотя норма сбережений все еще выше, чем до кризиса.

Потребление практически не растет