Чиновники хотят заставить компании инвестировать в образование

За это бизнес сможет платить меньше налогов
Чиновники хотят модернизировать образование на деньги бизнеса, предоставив ему налоговые льготы. Сам же бюджет сможет сократить тогда прямые расходы на образование
Чиновники хотят модернизировать образование на деньги бизнеса, предоставив ему налоговые льготы. Сам же бюджет сможет сократить тогда прямые расходы на образование / Максим Стулов / Ведомости

Бизнес должен сам вкладывать в образовательную инфраструктуру и подготовку кадров для себя, считают чиновники. Чтобы стимулировать эти инвестиции, Минэкономразвития предлагает дать предприятиям налоговые вычеты по их вложениям в материальные и учебно-лабораторные базы вузов, техникумов и колледжей, а также в их эндаументы. Вычет, однако, не должен превышать 1,5% выручки (проект поправок в Налоговый кодекс опубликован на regulation.gov.ru).

Образовательная инфраструктура стремительно устаревает, пишет министерство: мониторинг образовательных организаций в 2016 г. показал, что лишь менее 45% (доля в стоимости) оборудования не старше пяти лет, а в техникумах и колледжах – менее 29%. И ситуация ухудшается: в 2014 г. такого оборудования было на 3% больше. Без инвестиций бизнеса образовательная система не сможет адаптироваться к требованиям рынка, предупреждают авторы законопроекта.

Исходя из опроса РСПП и расчетов Минэкономразвития, в такую подготовку кадров готовы вкладывать около 78 000 компаний (42% из существующих сейчас крупных прибыльных предприятий), за год они могут потратить до 182 млрд руб. Таким образом, бюджетная система может недополучить до 36,4 млрд руб. Но государство сможет компенсировать часть потерь – сократить прямые расходы на образование, говорится в пояснительной записке.

По структуре занятости Россия не относится к экономике знаний, отмечалось в докладе Boston Consulting Group. В высококвалифицированный рабочий труд вовлечено всего 17% рабочей силы, а 35% обречено выполнять механические задачи. К переменам страна не готова по многим причинам: например, не хватает заинтересованных в них компаний, система подготовки кадров не готовит людей к экономике знаний, объясняют эксперты. «Почти половина совокупного (и реализованного) спроса на труд сосредоточена всего в 27 профессиях. При этом среди них нет ни одной, которая бы напрямую ассоциировалась с техническим прогрессом», – писал директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон в статье, опубликованной в 2016 г. в «Вопросах экономики», с большим отрывом лидируют две группы: водители легковых автомобилей и продавцы магазинов и палаток.

Обучение и переобучение работников недофинансируется во многих странах, говорит Гимпельсон. Работодатели не заинтересованы в таких инвестициях: работники в России проявляют низкую лояльность, в любой момент могут уволиться и тогда инвестиции не окупятся, объясняет он. Предприятия готовы инвестировать в образование, а чтобы гарантировать возвратность инвестиций, возможна такая схема: потенциальный выпускник подписывает соглашения с предприятиями о своем трудоустройстве, рассказывает президент РСПП Александр Шохин.

Возможность хотя бы частично окупить инвестиции в образовательную инфраструктуру с помощью налоговых вычетов может стимулировать такие вложения, но очень важны детали, осторожен Гимпельсон. Столь небольшой вычет – всего в 1,5% от выручки – может сделать меру неэффективной, предупреждает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: например, при выручке 100 млн удастся сэкономить всего 300 000 руб. Мера может заинтересовать только крупные компании, продолжает он, но вкладывать в образование готов и средний бизнес, и быстро растущие стартапы, которые делают ставку на человеческий капитал. В целом ограничение расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемую прибыль, – это рудимент 90-х, когда действовало постановление с перечнем расходов себестоимости, рассуждает он, с тех пор появилось немало инструментов, которые позволяют эффективно бороться с налоговой минимизацией, например, необоснованная налоговая выгода. Это не такой маленький вычет, если исходить из рентабельности предприятий, замечает чиновник экономического блока, у многих отраслей она около 5%. «К тому же мы только вводим эту норму, когда обкатаем ее, можно будет думать о повышении порога», – обещает чиновник.

РСПП добивался, чтобы все вложения в образование относились на расходы, никаких ограничений быть не должно, ведь это на благо всей экономики, замечает Шохин: многие корпоративные университеты готовят кадры не только для этих компаний и даже не только для своего региона, но для отрасли в целом – часто такие организации эффективны, когда занимаются именно массовой подготовкой. Один шаг уже сделан, но пока стимулов от государства недостаточно для того, чтобы устранить дефицит квалифицированных кадров, замечает Шохин.

Чиновники хотят модернизировать образование на деньги бизнеса, предоставив ему налоговые льготы. Сам же бюджет сможет сократить тогда прямые расходы на образование