Чиновники хотят заставить компании инвестировать в образование
За это бизнес сможет платить меньше налоговБизнес должен сам вкладывать в образовательную инфраструктуру и подготовку кадров для себя, считают чиновники. Чтобы стимулировать эти инвестиции, Минэкономразвития предлагает дать предприятиям налоговые вычеты по их вложениям в материальные и учебно-лабораторные базы вузов, техникумов и колледжей, а также в их эндаументы. Вычет, однако, не должен превышать 1,5% выручки (проект поправок в Налоговый кодекс опубликован на regulation.gov.ru).
Образовательная инфраструктура стремительно устаревает, пишет министерство: мониторинг образовательных организаций в 2016 г. показал, что лишь менее 45% (доля в стоимости) оборудования не старше пяти лет, а в техникумах и колледжах – менее 29%. И ситуация ухудшается: в 2014 г. такого оборудования было на 3% больше. Без инвестиций бизнеса образовательная система не сможет адаптироваться к требованиям рынка, предупреждают авторы законопроекта.
Исходя из опроса РСПП и расчетов Минэкономразвития, в такую подготовку кадров готовы вкладывать около 78 000 компаний (42% из существующих сейчас крупных прибыльных предприятий), за год они могут потратить до 182 млрд руб. Таким образом, бюджетная система может недополучить до 36,4 млрд руб. Но государство сможет компенсировать часть потерь – сократить прямые расходы на образование, говорится в пояснительной записке.
По структуре занятости Россия не относится к экономике знаний, отмечалось в докладе Boston Consulting Group. В высококвалифицированный рабочий труд вовлечено всего 17% рабочей силы, а 35% обречено выполнять механические задачи. К переменам страна не готова по многим причинам: например, не хватает заинтересованных в них компаний, система подготовки кадров не готовит людей к экономике знаний, объясняют эксперты. «Почти половина совокупного (и реализованного) спроса на труд сосредоточена всего в 27 профессиях. При этом среди них нет ни одной, которая бы напрямую ассоциировалась с техническим прогрессом», – писал директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон в статье, опубликованной в 2016 г. в «Вопросах экономики», с большим отрывом лидируют две группы: водители легковых автомобилей и продавцы магазинов и палаток.
Обучение и переобучение работников недофинансируется во многих странах, говорит Гимпельсон. Работодатели не заинтересованы в таких инвестициях: работники в России проявляют низкую лояльность, в любой момент могут уволиться и тогда инвестиции не окупятся, объясняет он. Предприятия готовы инвестировать в образование, а чтобы гарантировать возвратность инвестиций, возможна такая схема: потенциальный выпускник подписывает соглашения с предприятиями о своем трудоустройстве, рассказывает президент РСПП Александр Шохин.
Возможность хотя бы частично окупить инвестиции в образовательную инфраструктуру с помощью налоговых вычетов может стимулировать такие вложения, но очень важны детали, осторожен Гимпельсон. Столь небольшой вычет – всего в 1,5% от выручки – может сделать меру неэффективной, предупреждает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: например, при выручке 100 млн удастся сэкономить всего 300 000 руб. Мера может заинтересовать только крупные компании, продолжает он, но вкладывать в образование готов и средний бизнес, и быстро растущие стартапы, которые делают ставку на человеческий капитал. В целом ограничение расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемую прибыль, – это рудимент 90-х, когда действовало постановление с перечнем расходов себестоимости, рассуждает он, с тех пор появилось немало инструментов, которые позволяют эффективно бороться с налоговой минимизацией, например, необоснованная налоговая выгода. Это не такой маленький вычет, если исходить из рентабельности предприятий, замечает чиновник экономического блока, у многих отраслей она около 5%. «К тому же мы только вводим эту норму, когда обкатаем ее, можно будет думать о повышении порога», – обещает чиновник.
РСПП добивался, чтобы все вложения в образование относились на расходы, никаких ограничений быть не должно, ведь это на благо всей экономики, замечает Шохин: многие корпоративные университеты готовят кадры не только для этих компаний и даже не только для своего региона, но для отрасли в целом – часто такие организации эффективны, когда занимаются именно массовой подготовкой. Один шаг уже сделан, но пока стимулов от государства недостаточно для того, чтобы устранить дефицит квалифицированных кадров, замечает Шохин.