Долговые проблемы Венесуэлы растут
К санкциям США, которые помешают ей реструктурировать долг в случае дефолта, добавился ураган «Харви»До сих пор правительство Венесуэлы исправно выполняет свои долговые обязательства, несмотря на экономический и политический кризис. Но в последние дни перспективы страны ухудшились. США на прошлой неделе ввели санкции, запрещающие операции с некоторыми ее бондами. Также Каракас проиграл суд на $1,4 млрд, а ураган «Харви» мешает поставлять венесуэльскую нефть в Техас. Как отмечает Financial Times (FT), из-за этого в случае дефолта реструктуризация долга Венесуэлы может стать самой хаотичной в истории.
Новые санкции Вашингтона направлены на то, чтобы правительство президента Николаса Мадуро не могло привлекать деньги в США. Они запрещают американским организациям совершать операции с новыми облигациями и акциями государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA) и правительства. Также запрещены сделки с некоторыми из обращающихся бондов, и PDVSA не может получать дивиденды от своего американского нефтеперерабатывающего подразделения Citgo.
Клиринговая организация DTCC на этой неделе сообщила, что перестает проводить расчеты по некоторым венесуэльским бондам, а брокерская компания Cantor Fitzgerald остановила любые операции с ними, пишет FT со ссылкой на инвесторов. В то же время суд в США разрешил канадской горнодобывающей компании Crystallex забрать деньги Венесуэлы со счета в Bank of New York Mellon (BNYM). Ранее международный арбитраж при Всемирном банке (ICSID) постановил, что страна должна компании $1,4 млрд. Тем не менее, неясно, сколько у Венесуэлы денег в BNYM, и, возможно, она сможет защитить их суверенным иммунитетом.
Долги Венесуэлы превышают $100 млрд, из них несколько миллиардов – обязательства перед коммерческими кредиторами, например фармацевтическими компаниями, неоплаченные счета и возможные выплаты за экспроприацию активов. ICSID пришлось решать 43 спора с ее участием; больше жалоб арбитраж получал только на Аргентину. ICSID до сих пор рассматривает 24 спора, в том числе жалобы Anglo American, ConocoPhillips и Air Canada, и успех Crystallex может воодушевить других кредиторов.
Правительство Мадуро продолжает обслуживать долг из-за опасений, что в противном случае кредиторы попытаются лишить его платежей за экспорт нефти – единственного источника валютных поступлений. «Если они допустят дефолт, то лишатся власти в течение трех месяцев, – считает Федерико Кауне из UBS Asset Management. – Расклад такой: будут или в правительстве, или в изгнании, или в тюрьме».
Дополнительные проблемы для Мадуро создает стихия. В конце прошлой недели на американское побережье Мексиканского залива обрушился ураган «Харви», вызвавший сильные наводнения в Техасе. Из-за этого нефтеперерабатывающие мощности США сократились примерно на 20%. По данным Bloomberg, сейчас танкеры не могут выгрузить в портах Техаса около 15,3 млн баррелей нефти, в том числе 2,3 млн баррелей из Венесуэлы. Страна, экспортирующая на американское побережье Мексиканского залива около 700 000 баррелей нефти в день, рискует лишиться важного источника выручки.
Если на введение санкций США инвесторы практически не отреагировали (они не несут непосредственной угрозы в ближайшей перспективе), то последствия урагана «Харви» встревожили их гораздо больше. Цены облигаций с погашением этой осенью снизилась. Как свидетельствует ситуация на рынке кредитных дефолтных свопов (CDS), выступающих в качестве страховки для кредиторов, инвесторы считают Венесуэлу самым рискованным суверенным заемщиком в мире, пишет FT. Ее CDS почти в 10 раз дороже, чем у занимающей второе место по этому показателю Греции.
Уже в октябре правительство и PDVSA должны выплатить по облигациям $1,7 млрд, а в ноябре – $1,9 млрд. Прошлой осенью PDVSA с помощью облигационного свопа смогла продлить срок выплат, но теперь это невозможно из-за санкций США. Они не позволят американским банкам и держателям облигаций Венесуэлы обменивать старые бонды, по которым наступил дефолт, на менее ценные новые. «Если санкции будут сохранены, Венесуэла не сможет провести реструктуризацию и возникнет неопределенность», – утверждает аналитик Columbia Threadneedle Эдвард Аль-Хуссайни.
Еще одним источником средств для Венесуэлы в последние годы были авансовые платежи от «Роснефти» за поставку нефти. С 2014 г. российская компания заплатила PDVSA по предоплате $6,5 млрд, в том числе $1 млрд в апреле, когда у Венесуэлы был крупнейший в этом году месячный платеж по долгам – почти $3 млрд. Но новых денег «Роснефть» давать не собирается, заявил в начале августа ее вице-президент Павел Федоров, хотя и добавил: «Положение может измениться в зависимости от ситуации с нашим контрагентом».
«[В стране] и так уже социальный и экономический беспорядок. Но если Венесуэле придется реструктурировать долг, будет катастрофа», – говорит Марк Вайдемайер, профессор права Университета Северной Каролины (цитата по FT).