Минэкономразвития разгоняет в прогнозе рост инвестиций

Оснований для такого роста ни инвестиций, ни экономики нет, скептичны эксперты
Минэкономразвития ждет более дорогой нефти и более высоких зарплат
Минэкономразвития ждет более дорогой нефти и более высоких зарплат / Ben Birchall / FA Bobo /PIXSELL / PA Images / ТАСС

В ближайшие три года экономика России ежегодно будет расти быстрее 2%, следует из базового сценария обновленного прогноза Минэкономразвития на 2018–2020 гг. В апреле министерство ждало, что после восстановительного роста на 2% в 2017 г. экономика опустится на инерционную траекторию – 1,5%.

Теперь, согласно базовому сценарию, уже в 2017 г. экономика вырастет на 2,1% и не сбросит затем темпы, а к 2020 г. ускорится до 2,3%. Превысить среднемировые темпы роста экономика сможет только в целевом варианте прогноза и то лишь к 2020 г. Основой для бюджета станет базовый вариант прогноза, заявил в среду премьер Дмитрий Медведев, его параметры были одобрены.

Ускорение экономики связано с ростом инвестиций, пересмотром цен на нефть и стремительным повышением зарплат в 2018 г., следует из расчетов Минэкономразвития. В 2017 г. цена барреля Urals составит $49 против ожидавшихся ранее $45,6, в 2018 г. снизится до $43,8, что все равно выше апрельского прогноза в $40,8. Оценки на 2019–2020 гг. остались неизменными. Сильнее увеличиваются в прогнозе и реальные зарплаты (в 2018 г. – на 3,9%), а вместе с ними доходы населения вырастут на 2,1%. Но в 2019–2020 гг. динамика доходов вновь вернется к слабому росту немногим более 1%.

В 2018 г. будет проведена полная индексация зарплат бюджетников, пояснил министр экономического развития Максим Орешкин. В июне президент Владимир Путин поручил подумать об индексации на уровень инфляции зарплат бюджетников, которые не были охвачены его майскими указами в 2012 г. По оценкам Минтруда, она коснется около 5,8 млн работников. И все же зарплаты в реальном выражении будут расти медленнее ВВП все годы, кроме 2018 г., при таком прогнозе динамика зарплат и потребительского спроса должна тормозить экономику, предупреждает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Реальные доходы населения увеличиваются крайне медленно несмотря на ускорение роста зарплат, отмечает Акиндинова: плохая динамика по пенсиям, зарплатам на некрупных и средних предприятиях, доходов от предпринимательской деятельности.

Орешкин связывает улучшение прогноза в первую очередь с восстановлением инвестиционной активности. Прогноз роста инвестиций на 2017 г. увеличен больше чем на 2 п. п. – до 4,1%, а к 2020 г. он разгонится до 5,7%. В целевом сценарии инвестиции растут еще быстрее – на 8,6% в 2020 г. Поддержат запуск фабрики проектного финансирования, инфраструктурная ипотека, расширение кредитования малого и среднего бизнеса и стимулирование ключевых отраслей, перечислил Орешкин.

За первое полугодие 2017 г. инвестиции выросли уже на 4,8%, но факторы, обеспечивающие такой бум, уже сходят на нет, предупреждал Центробанк. Стремительный рост они показали благодаря строительству моста через Керченский пролив и газопровода «Сила Сибири». Это циклический отскок после падения, считает Акиндинова.

Минэкономразвития закладывает в базовый прогноз еще не принятые правительством меры, удивляется Акиндинова. Но даже они вряд ли помогут так разогнать инвестиции, считает она: это точечное стимулирование, а должна быть комплексная программа. Инвестиции должны генерироваться самой экономикой, согласна главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Ключевой фактор – ожидания инвесторов по росту потребления, который на фоне низких реальных доходов и неизменности числа занятого населения (в базовом сценарии даже сокращается. – «Ведомости) останется слабым, указывает она. А если государство и дальше будет генерировать инвестиции, предоставляя льготы, может увеличиться налоговая нагрузка на население, предупреждает Орлова.

Прогноз по инвестициям реалистичный, спорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров, который ждет, что они вырастут даже сильнее – на 6,1% в 2017 г. и 6,3% в 2018 г. База такая слабая, что для сильного роста большого скачка инвестиций не нужно, объясняет он. Но вот прогноз по ВВП ему кажется нереалистичным. Минэкономразвития рисует странную картину – при слабом потреблении, низкой цене на нефть, отсутствии роста чистого экспорта инвестиции разгоняют экономику выше 2%, говорит Тихомиров. Даже при более высоком прогнозе по инвестициям он не ждет, что экономика вырастет больше чем на 1,6% в 2017 г. и 1,8% – в 2018 г.

Чтобы показать результат даже в 2% в этом году, экономика должна продолжить расти примерно теми же стремительными темпами, что и во II квартале (на 2,5%), указывает Тихомиров. А пока условий для этого нет, предупреждает он: факторы низкой базы, укрепления рубля, роста цен на нефть перестали влиять на экономику, а потребление и банковское кредитование остаются слабыми. Динамика спроса в августе уже подорвала надежды промышленников на восстановление роста выпуска, следует из опросов Института Гайдара, они показывают, что темпы роста производства остаются околонулевыми.

Минэкономразвития ждет более дорогой нефти и более высоких зарплат