Коммунальные концессии переживают бум
Большинство таких соглашений не защищает права инвестораВ России растет число коммунальных концессий – за первые полгода 2017 г. муниципалитеты объявили более 365 концессионных конкурсов, пишет юридическая компания P&P Unity в исследовании качества проектов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а частные инвесторы предложили еще 203 концессионных проекта.
Большинство концессий появляется в небольших муниципалитетах – там пытаются своими силами, не привлекая консультантов, написать конкурсную документацию, надеясь обновить инфраструктуру за счет инвесторов. Но 35% таких конкурсов отменяются, пишет P&P Unity, 90% состоявшихся конкурсов не соответствуют требованиям закона – из-за неверных критериев, а в 65% документов допущены серьезные ошибки – например, отсутствуют существенные условия концессионных соглашений или предъявлены ошибочные требования к участникам.
Качество не только документации, но и самих проектов оставляет желать лучшего. Организаторы конкурсов и инициаторы строительных и ремонтных работ ограничены и сжатыми сроками, и небольшими бюджетами (в основном не более 1 млн руб.), а потому игнорируют техническую экспертизу существующих систем водоснабжения и водоотведения, которая позволила бы выявить подлинные потребности муниципалитетов. Но без полной и корректной информации о состоянии объекта концессии возникают ошибки при определении плановых показателей для концессионера.
Прежде коммунальная инфраструктура находилась в управлении муниципальных унитарных предприятий (МУПов), напоминает управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова, но в последние годы приняты поправки, позволяющие переводить ее в управление частного инвестора. Государство стремится привлечь как можно больше частных инвестиций в отрасль, делая акцент на концессионных проектах как наиболее подходящем формате инвестиций, отмечают авторы исследования: по экспертным оценкам, потребность жилищно-коммунального сектора в инвестициях достигает 1–2 трлн руб. В плохом состоянии находятся подземные сети, говорит Годунова, – технически связанные между собой объекты коммунальной инфраструктуры расположены на огромных территориях. И хотя муниципалитет должен определить перечень необходимых работ, даже на это у него, как правило, не хватает знаний и возможностей, говорит Годунова. А инвестор, продолжает она, редко получает тариф, позволяющий окупить затраты, – для этого следует значительно повышать платежи населения.
В одной коробке
Облегчить инвесторам подготовку документов может типовое решение («коробочные» концессии), подготовленное Минстроем в партнерстве со Сбербанком. Шаблон подойдет не для всех концессий в коммунальной сфере, признают консультанты.
Концессионное соглашение должным образом не защищает права инвесторов, уверен партнер P&P Unity Семен Мокин. Большинство соглашений (70% конкурсных концессий и 50% инициативных), говорится в исследовании, не описывает порядок возмещения расходов сторон при прекращении его действия, а порядок возмещения фактически понесенных концессионером расходов на момент окончания концессионного соглашения не изложен в 70% инициативных и 80% конкурсных концессионных соглашений. В этих случаях, как правило, указан лишь срок компенсации, приводится ссылка на закон, либо порядок выплат не изложен вовсе. «Возрастает риск оспаривания таких концессий по инициативе контролирующих и надзорных органов, включая, например, прокуратуру», – беспокоится Мокин. Отстаивать право на компенсацию инвестору, скорее всего, придется только через суд, считает партнер P&P Unity.
Ошибки приводят к высоким рискам не только для инвесторов, но и для бесперебойного функционирования тепло- и водоснабжения городов, которое может оказаться под угрозой, если концессия будет оспорена, резюмирует Мокин.
При текущих тарифах и удручающем состоянии инфраструктуры инвесторам будет сложнее окупить затраты, говорит Годунова: в дальнейшем популярность коммунальных концессий может пойти на спад.