Инфляция продолжает опускаться ниже заданного ЦБ целевого уровня в 4%

Возможно, ЦБ придется сильнее уменьшить ставку в сентябре
На июльской динамике сказалось прежде всего замедление роста цен на фрукты и овощи после подорожания на 8,3% в июне/ Е. Разумный/ Ведомости

Инфляция продолжает бить рекорды – за первые три недели августа в годовом выражении она замедлилась до минимума – 3,7%; целевой ориентир Центробанка в 4% инфляция прошла еще в июле, составив 3,9% (см. график). Первые три недели августа цены снижались по 0,1% и только за неделю с 15 по 21 августа не изменились, сообщил Росстат.

На июльской динамике сказалось прежде всего замедление роста цен на фрукты и овощи после подорожания на 8,3% в июне. Тогда всплеск цен ухудшил инфляционные ожидания населения (см. врез) и помешал Центробанку снизить ключевую ставку. В августе они продолжили снижаться – в среднем на 3,6%, вернувшись к тем ожиданиям, которые были в конце мая.

За весь август инфляция может опуститься еще ниже – до 3,3–3,6%, указывало Минэкономразвития. По оценкам министерства, потенциал снижения цен на овощи и фрукты еще не исчерпан и достигает 15%. За август – сентябрь 2017 г. это может внести дополнительный вклад в накопленную инфляцию – около минус 0,6 процентного пункта, ждет Минэкономразвития.

Ожидания далеки от цели

В июле инфляционные ожидания россиян выросли до 10,7% с 10,3% в июне – из-за всплеска цен на овощи и фрукты, сообщал ЦБ со ссылкой на данные опроса «инФОМ». Регулятор неоднократно подчеркивал, что для снижения ставки ему важно закрепить инфляционные ожидания около цели по инфляции в 4%. Прошлогодний опрос Bloomberg показал, что ключевой показатель успешности политики ЦБ и доверия к нему – именно снижение инфляционных ожиданий. Достижение цели по инфляции – на втором месте.

Добавился и слабый спрос, указывает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Реальные доходы населения падают с конца 2014 г. и после стабилизации на уровне нуля в июне 2017 г. в июле возобновили падение (на 0,9% в годовом выражении). Слабость потребления подтвердили и цены на продукты, отмечает Орлова: с учетом дефляции в 0,2% за первые две недели августа к сентябрю инфляция составит примерно 3,5–3,6%.

Резкие скачки инфляции связаны с большим весом цен на продовольствие в потребительской корзине в России, поясняет экономист «ВТБ капитала» по СНГ и России Александр Исаков: 38% против примерно 20% в США (см. график). Но продовольственные цены очень волатильны и мало предсказуемы, а из-за более позднего урожая период дефляции сдвинулся и сказался сильнее, чем обычно, согласен главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Но уже в сентябре из-за холодного лета поставки могут снизиться и цены на овощи и фрукты начнут расти быстрее, говорит Тихомиров. О том, что риск повышения продовольственной инфляции из-за возможного снижения урожая некоторых продуктов сохраняется, предупреждал и Центробанк. А это может привести к росту инфляционных ожиданий, по мнению регулятора. Дефляция же по итогам августа не несет риски, указывал Центробанк: во второй половине 2017 г. годовой прирост цен будет вблизи 4%. А из-за низкой базы IV квартала 2016 г. может даже чуть превысить таргет, считает Тихомиров.

Такое сильное замедление цен в августе, скорее всего, заставит Центробанк отметить прорыв инфляции ниже таргета и снизить ключевую ставку в сентябре сразу до 8,5% с 9%, считает Орлова, к концу года – до 7,5%. После падения цен в июле и августе инфляционные ожидания людей снизятся уже в августе, согласны аналитики JPMorgan. Из-за высокой неопределенности и волатильности цен регулятор снизит ставку в сентябре только до 8,75%, сомневается Исаков.