Трансграничные потоки капитала резко сократились после финансового кризиса
Но мировая финансовая система не стала устойчивееМировой финансовый кризис, начавшийся 10 лет назад, повлиял и на движение капитала в мире. В 2007 г. трансграничные потоки капитала были почти в три раза больше, чем в 2016 г., несмотря на то что инвесторы стали гнаться за более высокой доходностью на фоне низких процентных ставок в развитых странах. Банки стали реже выдавать займы за рубежом. Также больше денег стало пересекать границы в форме долгосрочных прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Одной из основных причин финансового кризиса было чрезмерное движение капитала. Но сегодня мировая финансовая система более устойчива, чем 10 лет назад, говорится в докладе McKinsey Global Institute. По ее данным, трансграничные потоки капитала сократились на 65% с $12,4 трлн на пике в 2007 г. до $4,3 трлн в 2016 г. (см. график).
После кризиса уже никто не считает, что возвращение к тому уровню будет полезным для мировой экономики. В 2007 г. в мире было полно ликвидности в результате мягкого регулирования финансового сектора, роста сбережений в Китае и других развивающихся странах и казавшегося тогда безграничным благосостояния экспортеров нефти. Значительная часть тех денег была вложена в рынок недвижимости США, в результате чего там образовался и лопнул пузырь. «Мы не хотим использовать середину 2000-х гг. как ориентир для нормальной и здоровой ситуации», – говорит главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Морис Обстфельд.
Главной причиной уменьшения потоков капитала стало сокращение трансграничного банковского кредитования. В основном это произошло за счет европейских банков. «Сейчас возникает более стабильная и устойчивая форма финансовой глобализации, которая может быть вполне выгодной», – говорит партнер McKinsey и один из авторов исследования, Сьюзан Лунд. «Финансовые кризисы в разных странах последних 20–30 лет приучили к тому, что зачастую трансграничное кредитование – это та форма капитала, которая утекает из страны в случае кризиса в первую очередь», – отмечает она.
Все чаще движение капитала в мире теперь происходит в форме ПИИ. Обычно предполагается, что они продуктивные и отражают долгосрочные финансовые инвестиции компаний в заводы и другие активы. Но все больше экономистов считают, что нынешний рост ПИИ означает нездоровый тренд – корпорации ищут страны, где они смогли бы сэкономить на выплате налогов.
Как утверждают в недавнем докладе, опубликованном МВФ, старший экономист фонда Джан Мария Милези-Ферретти и председатель центробанка Ирландии Филип Лейн, за ростом ПИИ в основном стоит поток инвестиций в «финансовые центры». Под этой фразой они имеют в виду страны с низкими налогами, например Ирландию. «Если вы думаете, что ПИИ идут в Люксембург для строительства там заводов, то вы ошибаетесь, – говорит Обстфельд. – Их значительная часть представляет собой перевод прибыли из-за налогов, который отражается в платежном балансе как потоки ПИИ».
При этом развитые страны теперь инвестируют за рубеж в виде ПИИ гораздо меньше, чем до кризиса, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). На фоне роста роли Китая снизилась и их доля в глобальном размере ПИИ (см. график). По прогнозам ЮНКТАД, пройдет еще несколько лет, прежде чем ПИИ вернутся на докризисный уровень.
МВФ по-прежнему видит риски для финансовой системы. В результате погони инвесторов из развитых стран за более высокой доходностью снизилась стоимость долга для заемщиков из развивающихся стран. Те, в свою очередь, поспешили воспользоваться этим. «Сейчас уровень потоков капитала и их рост выглядят более устойчивыми, но это не обязательно означает, что все хорошо», – утверждает Обстфельд.
Перевел Алексей Невельский