Минфин согласился вложиться в проектную фабрику на базе ВЭБа
Деньги заемщики смогут получить уже со следующего годаФабрику проектного финансирования Минэкономразвития хочет запустить на базе Внешэкономбанка (ВЭБ) с 2018 г., но еще пару недель назад Минфин критиковал некоторые ее элементы – дополнительные траты и риски для бюджета. Теперь Минфин все же согласился одобрить ее создание с 2018 г., рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и подтвердил человек, близкий к ВЭБу. «Наконец удалось уломать Минфин», – говорит один из них. Представитель Минфина не ответил на запрос. Вопрос прорабатывается, окончательное решение еще не принято, сказал его коллега из Минэкономразвития. Представитель ВЭБа отказался от комментариев.
ВЭБ чуть не потонул два года назад во многом потому, что инвестировал в долгосрочные, часто политические проекты. Но теперь и концепция отбора проектов, и сам принцип сильно изменятся. Процесс станет прозрачнее: в инвестициях будет участвовать не только ВЭБ, но и соинвесторы, которые будут отбирать качественные проекты и готовить их для привлечения капитала. Под проекты будут выпускаться облигации тремя траншами – их доходность зависит от рисков (см. врез).
Минфину идея сначала не понравилась – об этом замминистра финансов Андрей Иванов писал в письме к правительству, рассказывали три чиновника. ВЭБ, который и так пришлось спасать, внося ежегодно в капитал по 150 млрд руб., теперь просит новые деньги: на субсидии по траншу Б – 1 млрд руб. Надо жить в пределах тех субсидий, которые уже выделены разным секторам, а не просить новые, считает чиновник.
Также «дочке» ВЭБа нужны гарантии (40 млрд руб. в 2018 г.). Минфин хотел снизить риски: гарантии учитываются как госдолг и Минфин предлагал сделать их не солидарными, а субсидиарными (инвестор сначала требует денег от заемщика, а потом от гаранта), а у ВЭБа требовал залог по обеспечению. «Но что ВЭБ может заложить под залог гарантий? Собственные кредиты? Тогда его пришлось бы заново спасать – опять за счет бюджета», – рассуждает чиновник. Теперь Минфин удалось переломить по всем позициям, говорят чиновники.
Виды траншей
По траншу А должны быть гарантии «дочки» ВЭБа, которая получит их от бюджета. У транша Б более высокая ставка, но фиксированная – привязанная к таргету ЦБ по инфляции (4%), доходности инфляционных ОФЗ, кредитной премии за риск. Если инфляция превысит таргет, покупатели бумаг получат компенсацию от ВЭБа, а тот – от бюджета. В транш В вкладывается сам ВЭБ.
Ситуацию удалось стабилизировать и чиновники ищут новые способы потерять деньги, называя это стимулированием инвестиций, спорит другой чиновник. Поддержка стала умной, возражает другой чиновник, иногда госинвестиции могут помогать привлекать частные инвестиции: например, РФПИ – привлекать иностранцев, а ВЭБу через синдицирование кредитов – соинвесторов.
Пока главный источник инвестиций – государство и экспортеры, которые представлены преимущественно госкомпаниями, отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. В частном же секторе ситуация с инвестициями вялая, о чем говорит медленный рост кредитования, продолжает он: у правительства не остается других вариантов. Это не новый способ выдачи денег ВЭБом, возражают два чиновника: основное финансирование будет идти как раз от частного сектора, соинвесторов, которые в том числе обеспечат рыночный контроль за рисками проектов. Если раньше ВЭБ мог выдать 100%-ный кредит заемщику, теперь его доля с учетом капитала и долга будет ограничена 30%, подчеркивает один из них: это механизм привлечения частных, а не госденег.
По новой стратегии ВЭБа, принятой в 2016 г., банк может инвестировать только по четырем направлениям: инфраструктура, экспорт, промышленность высоких переделов, инновации. Все другие отрасли, в которые ВЭБ инвестировал в прошлом, в фабрику не попадут, обещают чиновники. Но с учетом предвыборного цикла проекты, не соответствующие новой стратегии, все же могут попасть в нее, опасается Тихомиров, есть и риск, что в нее попадут и старые проекты.