В Германии многие дороги, мосты и другая инфраструктура находятся в плохом состоянии
До этого их довело многолетнее сокращение инвестиций муниципалитетов ради снижения дефицита бюджетаПроезжая по мосту через Рейн возле Леверкузена, можно заметить кое-что странное. Это один из ключевых транспортных коридоров Германии, по нему ежедневно проезжают тысячи машин, но среди них нет грузовиков. Для них движение по мосту закрыто с 2012 г., когда были обнаружены трещины в дорожном полотне. Его замена запланирована только на 2020 г.
Маркус Ховер возглавляет местную лоббистскую группу перевозчиков VVWL, и тем не менее он говорит, что рад этим трещинам, называя их «тревожным звонком для экономики» и памятником инфраструктурному кризису в Германии. Многие дороги, мосты и общественные здания обветшали из-за недостатка инвестиций.
В четверг власти были вынуждены закрыть еще один мост через Рейн в городе Дуйсбурге, который связывает индустриальные районы Рура с Нидерландами. «Если бизнесмен из Зигерланда (Центральная Германия) не может доставить свою ветровую турбину или трансформатор клиенту из-за того, что мост пришел в негодность, значит, у нас настоящие проблемы, – говорит Хендрик Вюст, вице-президент школы управления Hertie. – Мы рискуем потерять места в наиболее быстро растущих сельских районах».
Мартин Шульц, лидер левоцентристской Социал-демократической партии Германии (СДПГ), поставил инфраструктурный вопрос в центр своей избирательной кампании в бундестаг. Он настаивает на том, что федеральное, региональные и местные правительства должны направить профицит своих бюджетов в 56 млрд евро на ремонт школ, а не на налоговые уступки, как предлагает Христианско-демократический союз (ХДС) Ангелы Меркель.
По данным KfW (Банк развития Германии), городам и сельским районам страны не хватает 126 млрд евро инвестиций, в том числе 34 млрд на дороги и 33 млрд на школы. «Слишком долго Германия была сфокусирована на балансе бюджета и сокращении дефицита, а не на инвестициях», – говорит Хенрик Эндерляйн, вице-президент школы управления Hertie, который помогал готовить экономическую программу СДПГ.
Инвестиции государства упали примерно с 5% ВВП в 1970 г. до минимальных 1,9% в 2005 г. и стабилизировались на уровне около 2%. Правительство рассчитывает, что к 2020 г. они достигнут 5% ВВП, но при этом признает, что средства местных властей в последние годы тратились не на инвестиции, а на сокращение дефицита и достижение профицита бюджета. Многие экономисты критикуют поправки в конституцию, так называемый долговой тормоз, которые ограничили возможности местных правительств наращивать дефицит.
Меркель настаивает, что ключевое препятствие для инвестиций – не недостаток денег, а проблемы с планированием. «Мы не можем сейчас тратить деньги, которые у нас есть», – заявила она в июле. Ее ХДС обещает устранить волокиту, упростить планирование и следить за приоритетными проектами. Действительно, едва ли нехватка денег – это главное препятствие, например, новый Берлинский аэропорт, открытие которого было запланировано еще на 2011 г., столкнулся с техническими проблемами, плохим планированием и частой сменой менеджмента.
Инфраструктурный бум в Германии 60-х и 70-х гг. не был рассчитан на нынешний трафик, отмечает Вюст, только в Северном Рейне – Вестфалии должно быть полностью перестроено около 300 мостов. Наглядный пример – открытый в 1965 г. Леверкузенский мост: он не был предназначен для проезда 128 000 машин и 14 000 грузовиков в день. Одной из фирм с небольшим парком в 30 машин объезд моста обходится в 15 000 евро в месяц, говорит Ховер, он опасается, что в полотне моста появится еще больше трещин и его придется полностью закрыть: «Тогда начнется полный хаос».
Перевел Филипп Стеркин