Регионам станет трудней получать бюджетные ­кредиты

Придется активнее сокращать долги и отказываться от неэффективных расходов
В абсолютном выражении Минфин увеличил поддержку регионов через кредиты больше чем на 180 млрд руб.
В абсолютном выражении Минфин увеличил поддержку регионов через кредиты больше чем на 180 млрд руб. / Е. Ширинкина / для Ведомостей

Такие изменения в правила выдачи бюджетных кредитов регионам Минфин опубликовал на regulation.gov. Бюджетные кредиты на финансирование дефицита достанутся лишь тем регионам, находящимся в сложном финансовом положении (не получающим дотаций на выравнивание и с суммы госдолга более 50% доходов – в России таких 54), которые оценили эффективность налоговых льгот и утвердили программу отмены неэффективных уже с 2018 г. Также регион должен будет согласовать параметры проекта регионального бюджета перед его принятием, ограничить бюджетные расходы на госуправление и оптимизировать число бюджетников.

Для регионов в особенно тяжелом положении – с суммой коммерческих кредитов больше 80% доходов – Минфин еще больше ужесточит условия получения кредитов. Чтобы получить бюджетный кредит, власти таких регионов должны будут сокращать свои коммерческие долги на 10 п. п. ежегодно, до уровня не менее 50% к январю 2021 г., а госдолг – на 5% ежегодно с 2018 по 2021 г. Если у региона есть просроченная задолженность по обязательствам из перечня первоочередных расходов (социально значимые расходы), он не сможет проводить выплаты по другим расходам.

Бюджет поможет

200 млрд руб. бюджетных кредитов предусматривается в бюджете 2017 г., затем их сумма снижается до 50 млрд руб. в 2019 г. Регионам в 2017 г. предстоит погасить бюджетных кредитов на 20–30 млрд руб. больше, чем они получат

Такие условия куда жестче тех, которые раньше применял Минфин, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Сейчас Минфин ограничивает дефицит бюджета регионов, но не сам долг, рассказывает он. Долг ограничивался для всех, но в относительном выражении, отмечает представитель Минфина, поправки предусматривают ограничение долга для отдельных регионов в абсолютном значении. Но, несмотря на жесткость, предложенные Минфином ограничения гораздо лучше тех, которые он предлагал до этого – например, предоставлять дотации в зависимости от инвестиций в регионах, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Они вводят четкие правила для получения бюджетных кредитов – не тратить больше денег на чиновников, не расходовать бюджетные деньги на бессмысленные проекты.

Минфин требует от регионов сокращать дефицит бюджета с 2014 г., напоминает Редькин, заменяя их коммерческие долги бюджетными. Программа замещения коммерческого долга дешевыми бюджетными кредитами позволила регионам снизить долг: в 2016 г. он вырос всего на 1,5% после роста на 11% в 2015 г. и на 20% в 2014 г., подсчитывали аналитики Moody’s. К 1 января 2017 г. доля бюджетных кредитов в структуре госдолга регионов увеличивалась до 22%, говорилось в материалах Минфина. В абсолютном выражении Минфин увеличил поддержку регионов через кредиты больше чем на 180 млрд руб. (см. врез).

Но есть риск, что сокращение бюджетных кредитов приведет к росту коммерческих, указывали аналитики S&P и АКРА. В 2016 г. банки сократили финансирование регионов и регионы нарастили займы в виде ценных бумаг, указывала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.