Более 94% закупок по-прежнему неконкурентные

Закупки госкомпаний у единственного поставщика – 31%, иным способом – 62,7% – мониторинг минфина
На торгах проводится лишь 5,6% закупок госкомпаний, остальные идут в обход процедуры конкурсов и аукционов, следует из данных подготовленного Минфином мониторинга
На торгах проводится лишь 5,6% закупок госкомпаний, остальные идут в обход процедуры конкурсов и аукционов, следует из данных подготовленного Минфином мониторинга / Андрей Гордеев / Ведомости

Закупки госкомпаний не становятся конкурентными: на торгах проводится лишь 5,6% закупок госкомпаний, остальные идут в обход процедуры конкурсов и аукционов, следует из данных подготовленного Минфином мониторинга о состоянии рынка закупок.

Это первый мониторинг закупок, проведенный новым регулятором рынка – Минфином, но статистика рынок уже почти не удивляет: с подобными же данными по итогам 2016 г. выступало и Минэкономразвития, и Федеральная антимонопольная служба. Госкомпании предпочитают закупать у единственного поставщика (таких закупок треть), но еще чаще они закупают с помощью «иных способов» (62,7%), следует из мониторинга, причем в первом полугодии заказчики изобрели 308 новых способов определения поставщика (теперь их 4780) – этими способами они часто маскируют закупки у единственного поставщика, сказано в мониторинге.

Больше всего конкуренции в сфере строительства (в среднем подают почти 2 заявки), на конкурсах по предоставлению финансовых услуг конкуренция ниже (0,84 заявки). Конкуренция зависима и от цены: наиболее конкурентные закупки проходят в ценовом диапазоне от 10 млн до 50 млн руб., а при торгах на сумму от 500 млн до 1 млрд руб. подается чуть больше одной заявки (1,27).

Игорь Артемьев
руководитель ФАС

95% всех закупок – это фикция, это профанация. Они проводятся на неконкурентной основе – в форме закупки у единствен­ного поставщика.

Большая доля закупок госзаказчиков и госкомпаний у единственного поставщика беспокоит и правительство: во вторник премьер Дмитрий Медведев поручил проработать меры, чтобы прекратить эту практику. Согласованные предложения Минфин, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минобрнауки, Минкомсвязи и Минюст при участии Экспертного совета при правительстве России и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти должны представить до 25 сентября 2017 г. Уже есть и проект указа президента, подготовлены и поправки в закон о контрактной системе, предусматривающие регулирование порядка подготовки обращения об определении единственного поставщика (ответственным назначена ФАС), – их принятие должно минимизировать случаи определения единственных поставщиков, говорит собеседник в одном из перечисленных в поручении ведомств.

Улучшить ситуацию с конкуренцией могут и законопроекты, которые уже находятся на рассмотрении в Госдуме (поправки в законы о госзакупках и о закупках госкомпаний), сказал «Ведомостям» представитель Минэкономразвития. Их недавно согласовали ФАС, Минфин и Минэкономразвития, говорили представители этих ведомств, но принятие поправок затягивается. Скорее всего, законопроекты не успеют принять в весеннюю сессию и они отойдут на осень, поясняли два депутата.

Ведомствам нужно выработать единую стратегию, считает эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский: пока единой позиции, что понимать под эффективностью закупок, нет: непонятно, куда развиваться, какие цели должны быть приоритетными, а какие второстепенными, по вопросу эффективности до сих пор нет единой позиции, когда ее оценивают не на качественном уровне, и как именно считать эффективность в той или иной ситуации.

Прежде чем жестко уничтожать закупки у единственного поставщика, необходимо провести системный мониторинг, чтобы определить, почему такие закупки выгодны госкомпаниям, и установить реальную эффективность закупок, считает руководитель Центра размещения государственного заказа Александр Строганов. Нельзя в закупках, а уж тем более в закупках коммерческих структур все сводить к оценке конкурентности в потенциальный ущерб эффективности, заключает Строганов.