Средствам массовой информации могут установить льготную ставку НДС до 10% на все доходы

Такие поправки разрабатывает Минкомсвязи
10% – такой может быть ставка НДС для СМИ, предлагает Минкомсвязи. Минфин выступает решительно против
10% – такой может быть ставка НДС для СМИ, предлагает Минкомсвязи. Минфин выступает решительно против / М. Стулов / Ведомости

Минкомсвязи предложило снизить НДС для СМИ, о разработке такой поправки министерство сообщило на сайте раскрытия правовой информации. Снижение ставки должно помочь СМИ в текущих экономических условиях, говорится в карточке документа, но текста законопроекта в карточке нет.

Для всех операций СМИ могут снизить ставку НДС с 18 до 10%, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с ходом разработки поправок. Об этой идее знает и чиновник финансово-экономического блока правительства, но считает, что Минфин вряд ли поддержит эту инициативу.

Представитель Минкомсвязи подтвердил «Ведомостям» разработку поправок, Минфина – не ответил на запрос «Ведомостей». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал «Ведомостям», что идея о снижении НДС для СМИ не обсуждалась в администрации президента, но неоднократно обсуждалась тема поддержки СМИ.

Сейчас СМИ, как и все, платят НДС 18% – кроме доходов от подписки, где ставка 10% для всех СМИ помимо эротических и рекламных.

Главные редакторы федеральных СМИ еще в феврале 2015 г. просили президента России Владимира Путина поддержать отрасль в кризис – в первую очередь вернуть рекламу алкоголя и табака. Президент наложил на их обращение резолюцию: «Прошу рассмотреть и поддержать» – но поддержки никто так и не увидел, неоднократно жаловались издатели.

Многолетнее падение

Рекламные доходы СМИ падают с 2013 г. По данным Ассоциации коммуникационных агентств, в 2016 г. они заработали 19,7 млрд руб., на 16% меньше, чем в 2015 г.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минздрав дали отрицательные заключения на идею вернуть в СМИ рекламу алкоголя и табака, взамен ФАС выступила в январе 2016 г. с предложением увеличить предельную долю рекламных материалов в печатных СМИ с 40 до 45%, оно принято Госдумой. Главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев сказал, что издатели и тогда предлагали президенту снизить ставку НДС.

Чиновники тоже тогда обсуждали снижение НДС для СМИ. Еще прошлой весной замминистра связи Алексей Волин говорил, что министерство готово поддержать обнуление НДС для СМИ. «Мы <...> закрыли иностранное владение СМИ, давайте для отечественных средств массовой информации тоже просить нулевой НДС», – призывал он, но тут же подчеркивал, что такое предложение должны разработать сами издатели, а министерство их поддержит.

Опрошенные «Ведомостями» издатели разошлись во мнении, насколько СМИ может помочь снижение ставки НДС. Смягчение налоговой нагрузки хорошо скажется на бизнесе СМИ, сказал «Ведомостям» генеральный директор «Коммерсанта» Владимир Желонкин. Снижение налоговой ставки улучшит положение СМИ, но те СМИ, у которых резко сократились доходы от рекламы, эта инициатива не спасет, говорит зам генерального директора «Комсомольской правды» Александр Чепель.