У жителей стран бывшего СССР не осталось стимулов надолго переезжать в Россию
Приток кадров от главного донора последних лет, Украины, сократился на 40%Поток официальных мигрантов в Россию в I квартале был на 26,8% ниже, чем год назад. Главная причина – меньше людей стало приезжать с Украины, следует из мониторинга РАНХиГС.
После кризиса 2014–2015 гг. Украина стала главным миграционным донором для России и пока им остается, говорится в мониторинге: в 2015 г. из этой страны прибыло 60% официальных мигрантов. Но поток иссякает. Все желающие уже приехали, а ЕС разрешил украинцам безвизовый въезд – многие отправились туда, где зарплата выше, напоминает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова.
Не восстановился до уровня 2012–2013 гг. приток трудовых кадров и из других стран на постсоветском пространстве – из Армении, Азербайджана, Узбекистана и Киргизии, а из Казахстана не растет (25 000–30 000 человек в год), говорится в мониторинге, в I квартале 2017 г. больше приехало людей лишь из Таджикистана (см. таблицу). У жителей СНГ не осталось стимулов ехать в Россию, например из Казахстана – основного источника репатриации 1990-х гг., объясняет один из авторов обзора, Никита Мкртчян из Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, жители Армении и Киргизии раньше были вынуждены получать российское гражданство, но при едином рынке они могут работать в стране как трудовые мигранты девять месяцев, а три проводить дома. Со всего постсоветского пространства Россия может привлекать до 300 000 человек в год, говорит он, а источником массового притока может стать разве что очередной кризис, как на Украине.
Трудоспособное население России к 2020 г. сократится на 3 млн человек, следует из макропрогноза Минэкономразвития. «Мы находимся в таком историческом моменте, когда численность 17-летних, вступающих в трудоспособный возраст, очень низка – это минимум с первой половины XX в.», – сказал «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин. Из-за демографической ямы в России в ближайшие годы не будет происходить структурная перестройка экономики, говорит он: как правило, новое поколение выходит на рынок труда и занимает рабочие места в новых отраслях, старое поколение выходит на пенсию и выбывает из старых. Чтобы стабилизировать ситуацию, Минэкономразвития предлагает облегчить трудоустройство молодежи и молодых матерей.
Спрос на труд растет уже с середины 2016 г. при невысокой безработице в 5,2%, указывал ЦБ в докладе о денежно-кредитной политике, что может спровоцировать рост зарплат выше производительности труда и рост цен. Спрос на рабочую силу будет только увеличиваться, согласна директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова, недостаток молодых кадров, компенсировать пока нечем. Не поможет даже рост рождаемости – новое поколение выйдет на рынок только через 15–20 лет, демографическое дно будет достигнуто до 2030 г., предупреждает она, миграция могла бы улучшить ситуацию, потребность есть как в квалифицированных, так и в неквалифицированных кадрах, занимающихся обслуживанием. Но вся миграционная политика последних лет была против миграции, отмечает директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. Россия не пытается натурализовать приезжих, а, напротив, неявно заинтересована во временных мигрантах, которые не перевозят семьи, поддерживает Акиндинова, можно было бы привлекать на учебу студентов из этих стран, что дало бы большой приток на рынок труда. Или пересмотреть миграционную политику, согласен Гимпельсон, но спрос должен достигнуть определенного уровня; увеличить население можно за счет густонаселенных стран с большой долей молодежи – Таджикистана, Киргизии, Узбекистана.
Есть проблема и с привлечением человеческого капитала более высокого качества, говорит Овчарова: квоты на квалифицированных работников очень маленькие, получить российское гражданство сложно из-за жесткого законодательства, приток людей, которые возвращаются на родину в Россию, практически исчерпался. Самое очевидное решение – пытаться оставить в России всех, кто приехал учиться, облегчать получение гражданства в условиях глобального соревнования за квалифицированные кадры. Но даже за счет этого источника восполнить дефицит кадров полностью не удастся, признает Овчарова: в ближайшее время страна будет жить в условиях дефицита молодых трудовых ресурсов.