«Платон» будет бороться с «летающими машинами»
Если бортовое устройство выключено, система сама достроит путьВодители грузовиков, которые отключают бортовое устройство, рассчитывая сэкономить на плате в системе «Платон», больше не смогут использовать эту уловку. «Платон» сможет достраивать путь грузовика. Такое постановление подписал премьер Дмитрий Медведев.
Платить за проезд по федеральным трассам должны все водители грузовиков массой более 12 т. Используют данные бортового устройства для оплаты почти все зарегистрированные водители – более 85%, говорится в справке правительства к постановлению, но иногда водители выключают передатчики во время движения. Когда транспорт подъезжает к рамкам контроля, водители вновь их включают, иначе им грозит штраф в 5000 руб. Но если водитель отключает передатчик, а потом грузовик появляется в системе через 500 км, маршрут необходимо автоматически достраивать, чтобы он весь был оплачен, пояснял министр транспорта Максим Соколов. Как ранее оценивал президент «Опоры России» Александр Калинин, не оплачивается до 60% грузоперевозок.
Проект позволяет достраивать за водителей лишь небольшие участки маршрута – они не должны превышать 30 км. По данным «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор системы «Платон»), у 43% российских грузоперевозчиков средний маршрут – менее 100 км, у 50% – от 100 до 500 км и только у 4% – от 500 до 1000 км, а у 3% – от 1000 до 2000 км. Но, чтобы маршрут был построен автоматически, должны выполняться и другие условия: транспорт должен пропасть из поля зрения не более чем на час, расчетная скорость его движения по маршруту или его участку, определенная «Платоном», не должна превышать 150 км/ч, а у системы должны быть данные о координатах точек участков маршрута. Если федеральная дорога пересекается с региональной или муниципальной, маршрут будет определяться от последних полученных системой координат до ближайшего из пересечений. Многие телематические компании подтверждают, что системы могут выстроить наиболее короткий маршрут, который, как правило, совпадает с реальным, рассказывает гендиректор «Нева-трейлера» Тарас Коваль.
Оператор «Платона» технически готов подключить функцию по автоматическому восстановлению маршрута, говорит представитель РТИТС. Представитель Минтранса заявил, что ожидает увеличения сборов.
Это справедливо, постановление уравнивает тех перевозчиков, которые уже следуют правилам, с теми, кто, отключая приборы, предлагает свои услуги дешевле, говорит президент ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин. На стоимости крупнейших перевозок это вряд ли отразится. Все крупные перевозчики уже учли «Платон» в своих финансовых моделях по полному тарифу, согласен сотрудник одной из транспортных компаний. Для партнеров «Платон» не главный вопрос, говорит представитель ГК «Деловые линии» Семен Селиванов, больше беспокоит проблема регулирования весогабарита.