В бюджете до 2020 года не заложены никакие реформы
Минфин фиксирует сложившийся в правительстве статус-кво«Я все жду, когда мы подойдем к 2020 г., когда можно будет расходы увеличивать без последствий для устойчивости бюджета», – говорил министр финансов Антон Силуанов. И дождался – в бюджетных проектировках расходы в 2020 г. растут на 731 млрд руб. (впервые в будущей «трехлетке»). Впрочем, по отношению к ВВП они сократятся до 15,7% против 18%, например, в 2017 г. Доходы по отношению к ВВП будут планомерно сокращаться с 15,1 до 14,9% (в 2017 г. – 15,9%).
Минфин закладывает в бюджет сложившийся в правительстве статус-кво, говорит Владимир Тихомиров из БКС: из-за предвыборного процесса реформы отложены, в том числе из-за их непопулярности. Например, повышение пенсионного возраста, необходимость которого очевидно назрела, согласна директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. А то, что в проектировках нет налогового маневра, скорее радует, говорит она. Часть реформ, которые можно осуществить быстро, могут быть отражены в поправках уже в бюджет 2018 г., считает Тихомиров. Есть риск, что фискальная политика может стать предвыборным инструментом, предупреждают аналитики Bank of America: например, в 2016 г. правительство уже увеличивало расходы на 200 млрд руб. из-за выборов, несмотря на обещанную жесткую бюджетную политику.
В четверг такие проектировки бюджета на 2018–2020 гг. одобрило правительство («Ведомости» ознакомились с ними). Быстрее, чем предусмотрено действующим законом о бюджете на 2017–2019 гг., будет сокращаться дефицит – в итоге он уменьшится до 0,8% ВВП в 2020 г. (см. график, ненефтегазовый – до 6,2% ВВП). Его основным источником финансирования, как и планировалось, будут внутренние займы – чистое привлечение составит около 1 трлн руб. в год, а в 2020 г. – почти 1,4 трлн. Резервный фонд закончится в 2018 г., когда будет потрачена купленная в 2017 г. валюта (678 млрд руб.), после этого Минфин не планирует его пополнять.
Серьезных преобразований в бюджет на предстоящие три года Минфин не закладывает – обсуждающиеся в правительстве пенсионная реформа, налоговый маневр (снижение ставки страховых взносов при повышении НДС), механизмы проектного финансирования и другие изменения не одобрены и потому в бюджете не отражены. Президент Владимир Путин поручал принять предложения по налоговой реформе в 2018 г. Нет в бюджете существенного перераспределения расходов между его отдельными направлениями, говорит чиновник финансово-экономического блока. Не планирует, исходя из проектировок, правительство и масштабной приватизации – за три года Минфин рассчитывает получить всего 36,1 млрд руб.
Нефть не дорожает
Расчеты на 2018–2020 гг. сделаны исходя из базового варианта прогноза Минэкономразвития, в котором цена на нефть зафиксирована на уровне $40 за баррель в ценах 2017 г. и ежегодно индексируется начиная с 2018 г. на 2%. Рубль будет дешеветь – с 69,8 руб./$ в 2018 г. до 72,7 в 2020 г. Все три года рост ВВП не будет превышать 1,5%.
Из ключевых изменений в бюджете заложено бюджетное правило – в 2018 г. оно будет действовать в переходном виде, полностью по нему должен быть сверстан бюджет-2019: расходы не могут превышать суммы ненефтегазовых и нефтегазовых доходов (исходя из базовой цены на нефть, экспортной цены на газ и валютного курса, см. врез) и расходов на обслуживание госдолга. Также проектировки предусматривают индексацию на инфляцию зарплат бюджетников, которые не были охвачены майскими указами президента Владимира Путина. Она коснется около 5,8 млн человек и обойдется бюджету в 2018 г. в 69 млрд руб.
Но если какие-то решения правительством все же будут приняты до 2020 г., деньги на их реализацию Минфин найдет. Для этого в бюджете есть резервный фонд правительства – 77 млрд руб. и 60 млрд в 2018 и 2019 гг., а в 2020 г. он увеличивается более чем втрое – 195 млрд.