На реформы может не хватить
У крупнейших экспортеров нефти все меньше времени для диверсификации экономики – их валютные резервы уже упали до минимума за 10 летВалютные резервы 13 крупнейших экспортеров энергоресурсов сократились к концу 2016 г. до $967 млрд, подсчитал МВФ, это минимум с 2006 г. После пика в 2013 г. ($1,26 трлн) их подушка безопасности сдулась почти на $300 млрд (см. график).
Валютные резервы Венесуэлы, страдающей от инфляции, нехватки продовольствия и политической нестабильности, сократились c пика на 90%, истощенной из-за войны Ливии – на 45%, Алжира – на 41%, Нигерии – на 38%, России – на 35%, Анголы – на 30%, Катара – на 29%, Казахстана – на 22%. Резервы некоторых стран Персидского залива, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, пострадали не так сильно благодаря прибыли от инвестиций и меньшему дефициту бюджета. Но их резервы останутся под давлением, если нефтяные цены не пробьют уровень в $45/барр., замечает главный экономист «Ренессанс капитала» Чарльз Робертсон. Ключевое значение будут иметь «попытки крупнейших стран – экспортеров нефти снизить расходы и увеличить доходы», говорит Джон Сфакианакис из Научно-исследовательского центра стран Персидского залива.
Сокращение доходов и рост расходов разогнали дефицит бюджетов многих экспортеров нефти. В 2016 г. дефицит Брунея достиг 21,9% ВВП, Бахрейна – 17,7%, Саудовской Аравии – 16,9%, Венесуэлы – 14,6%. Саудовской Аравии, Катару хватит резервов, чтобы продержаться, считает экономист Capital Economics Джейсон Тувей. Но менее обеспеченным Оману и Бахрейну, возможно, придется занимать у более богатых соседей, чтобы сохранить привязку своих валют к доллару. У Алжира (дефицит – 11,6% ВВП) осталось всего два-три года на то, чтобы заняться развитием несырьевой части экономики, предупреждает Сфакианакис.
Сокращение резервов сырьевых экспортеров ударило по индустрии управления активами – только в 2015 г. суверенные фонды вывели $46,5 млрд, согласно данным eVestment. «Эти деньги поддерживали цены на активы, когда их вкладывали, и, вероятно, будут давить на глобальные рынки, когда их будут выводить», – отмечает Робертсон. Пострадать может сектор недвижимости, отмечает Сфакианакис.
Перевела Екатерина Перемазова