1 рубль от Путина
Президент попросил отдать регионам часть топливных акцизов. Минфин пообещал, но так, чтобы не пострадал федеральный бюджетСовершенно точно часть топливных акцизов, которые забрал федеральный бюджет, нужно отдать регионам, заявил президент Владимир Путин на совещании с членами правительства: «50 копеек, рубль, я не знаю», иначе «будем на телегах там ездить, там невозможно будет вообще передвигаться».
В России 500 000 км региональных дорог и 930 000 км – местных и муниципальных, напомнил министр транспорта Максим Соколов. Федеральные дороги – наименее протяженные (более 50 000 км), но и более качественные. За их финансированием следит правительство, и доля качественных федеральных трасс выросла с 42,5% в 2012 г. до 70% в 2016 г. (по протяженности, см. график). Региональные же дороги получают 15–16% от необходимого финансирования и только 41,5% из них – качественные, констатировал министр. Федеральный дорожный фонд составляет около 660 млрд руб., а регионы из своих фондов тратят на дороги примерно 740 млрд руб., уточнил министр финансов Антон Силуанов.
На 75% региональные дорожные фонды наполняются топливными акцизами, до 25% приносит транспортный налог, говорит замдиректора «Радора» Анна Цаплина. С 2016 г. часть топливных акцизов перешла из региональных фондов в федеральный и его доля растет (сейчас – около 38%). Когда доходы федерального бюджета сократились, правительство повысило акцизы, забрав часть в федеральный бюджет, напомнил Силуанов.
Изменить ситуацию президент поручал в мае – до наступления лета правительство должно было представить предложения о перераспределении акцизов. Законопроект разработают Минфин и Минтранс, говорил представитель Минфина. Минтранс постепенно к 2020 г. повысит долю регионов в доходах от топливных акцизов до 100%, заявлял его представитель. В 2017 г. в регионах можно было бы оставить примерно 110 млрд руб., в 2018 г., если восстановить их прежнюю долю, – 160 млрд, а если отдать им все эти акцизы – 225 млрд руб., считает Соколов.
За счет акцизов федеральный бюджет частично помогает регионам реализовывать общефедеральные дорожные проекты, заметил Силуанов, и простая передача доходного источника из федерального бюджета в регионы может вызвать проблемы. Минфин готовит предложения по налоговым изменениям и в них может «отрегулировать» передачу акцизов так, чтобы они зачислялись полностью в региональный бюджет, но и интересы федерального бюджета не были ущемлены, заявил Силуанов. «Это перераспределение <...> не должно быть таким, когда вы акцизы оставите, но где-то отщипнете у них настолько, что им опять на дороги денег не останется», – предупредил Путин. Как именно Минфин предложит компенсировать выпадающие 200 млрд руб., его представитель не прокомментировал. Не исключено, что, потеряв часть акцизов, бюджет в ответ уменьшит трансферты регионам, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
Если отдать регионам все акцизы, ситуация с дорогами, конечно, улучшится, это существенно сократит дефицит их бюджетов, замечает старший директор Fitch Rating Владимир Редькин. В 2016 г. доходы от всех акцизов в регионах росли в среднем на 30%, в том числе из-за повышения ставки топливного акциза, сейчас регионы ждут снижения этих доходов на 10–15% вместе с запланированным снижением их доли в топливных акцизах.
Если регионам вернут даже 100% топливных акцизов, радикально это ситуацию не изменит: 1 п. п. изъятого налога на прибыль (до 2020 г. – «Ведомости») больше, чем добавка этих топливных трансфертов, говорит экономист Наталья Зубаревич. «Акцизы не улучшают доходную базу бюджетов регионов, но создают видимость, что федеральный центр готов с ними чем-то поделиться», – заключает она.