Франция получила шанс на экономические реформы

Успех партии Эмманюэля Макрона на парламентских выборах укрепил позиции президента
Приоритет Макрона – реформа рынка труда, предполагающая беспрецедентную для Франции децентрализацию трудовых отношений
Приоритет Макрона – реформа рынка труда, предполагающая беспрецедентную для Франции децентрализацию трудовых отношений / Christophe Archambault / AP

Партия «Республика, вперед!» нового президента Франции Эммануэля Макрона обеспечила себе солидное большинство в Национальной ассамблее по итогам парламентских выборов. Вместе с союзниками-центристами у нее будет 350 из 577 мест. Благодаря этому у Макрона гораздо больше шансов реформировать экономику, чем у его предшественников.

Партии Макрона удалось обойти республиканцев и социалистов, которые управляли страной в последние десятилетия, но тратили много энергии на отмену принятых своими оппонентами мер. Правда, явка на выборах оказалась рекордно низкой – 57% французских избирателей предпочли остаться дома. Но аналитики считают это не признаком враждебности к Макрону, а скорее их выжидательной позицией по отношению к человеку, обещавшему изменить окостенелую политическую систему страны и ускорить экономику.

Историк Жан Гарриг видит в победе Макрона сходство с 1926 г., когда бывший президент Раймон Пуанкаре был призван сформировать «правительство национального единства» для борьбы с экономическим кризисом, и с 1945 г., когда Шарль де Голль после войны заложил основы для трех десятилетий экономического роста. «Политический класс Франции никогда не был более продуктивным, чем в эти периоды», – утверждает Гарриг.

Успех Макрона на посту президента во многом будет зависеть от его способности реформировать рынок труда. Он обещал принять соответствующие законы к сентябрю. В случае неудачи доверие к Макрону во Франции и за границей снизится и возникнут сомнения в его шансах осуществить другие чувствительные реформы, в том числе пенсионной системы.

Приоритеты Макрона

Повысить гибкость рынка труда и дать больше свободы работодателям; ужесточить борьбу с конфликтом интересов у депутатов и чиновников; провести налоговые реформы и снизить налог на доходы от капитала; увеличить штат полиции и провести аудит государственных финансов; создать общий бюджет еврозоны.

Макрон стремится децентрализовать отношения на рынке труда, позволив работодателям более свободно обсуждать с сотрудниками количество рабочих часов, сверхурочную работу и размер зарплаты, а не следовать установленным в отраслях нормам. Также организациям станет легче сокращать сотрудников, а размер компенсаций за противоправные увольнения будет ограничен.

Благодаря результату выборов позиции у Макрона гораздо лучше, чем у его предшественника социалиста Франсуа Олланда, у которого не было мандата на проведение реформ, способных улучшить деловой климат. «Профсоюзам будет сложнее радикально противостоять реформам, – говорит Филипп Вэхтер, главный экономист Natixis Asset Management. – Если бы избиратели действительно были против этих реформ, то проголосовали бы за крайне правых или крайне левых. Законопроект Макрона [о реформе рынка труда] ведь не является для них неожиданным».

Год назад Олланд пытался провести менее амбициозную реформу рынка труда, но столкнулся с уличными протестами и забастовками в нефтеперерабатывающем секторе, организованными профсоюзом CGT. Но с тех пор крупнейшим профсоюзом в частном секторе стал более умеренный CFDT, а создание рабочих мест ускорилось. Вместе с сильной поддержкой парламента это дает Макрону возможность провести реформы, уверены аналитики. Кроме того, другие запланированные меры, направленные на помощь работникам, помогут Макрону избежать критики, что его реформы слишком благосклонны к работодателям.

«В сентябре профсоюзы будут протестовать, и по-прежнему есть те, кто не убежден, но Макрон достаточно четко обозначил свои намерения. Он не может отступить сейчас», – утверждает экономист Bank of America Merrill Lynch Жиль Моэ. По его словам, солидное большинство в парламенте свидетельствует, что «ключи от страны» новому президенту готовы дать даже некоторые из тех избирателей, кто не голосовал за него в мае.

Перевел Алексей Невельский