Контроль за движением капитала помог Греции больше, чем ожидалось
Меры, считавшиеся антирыночными, принесли неожиданные выгодыБанковская система Греции была на грани коллапса летом 2015 г. Опасаясь возможного выхода страны из еврозоны, греки вывели из банков миллиарды евро, и правительству пришлось установить контроль за движением капитала. Два года спустя страну можно считать образцом того, как такие меры должны работать. Они помогли спасти греческие банки и, вопреки опасениям, не ударили по экономике. Более того, они даже помогли Греции успешно бороться с давней проблемой – уклонением от уплаты налогов.
Помощь близка
Министры финансов еврозоны близки к тому, чтобы в четверг договориться о предоставлении Греции очередного транша помощи. Он необходим, чтобы в июле страна смогла выплатить 7 млрд евро по долгам. Вероятнее всего, МВФ согласится формально присоединиться к программе помощи, как требует Германия, но даст деньги, лишь когда еврозона прояснит планы по снижению долговой нагрузки Афин, пишет Financial Times со ссылкой на источники. По их словам, сгладить разногласия сторон помогла идея Франции привязать долговые платежи Греции к темпам роста ее экономики. Министры неоднократно отмечали, что решение о списании долгов будет принято лишь после окончания программы помощи в 2018 г.
Кредиторы Греции в четверг ведут переговоры о предоставлении ей очередного транша финансовой помощи (см. врез), размер которой составляет 86 млрд евро. Но речь об отмене контроля за движением капитала пока не идет, что подчеркивает сохраняющуюся уязвимость греческой экономики. «Если забыть о хаосе в первые несколько месяцев, нынешний механизм работает гладко, – говорит Никос Манесиотис, занимающийся импортом продовольствия. – Но Греция остается паршивой овцой в Европе».
Опыт Греции может усилить споры о том, могут ли ограничения быть хорошим способом борьбы с дестабилизацией, которую провоцирует сильный отток капитала. Все больше экономистов склоняются к этому мнению. Так, Китай в прошлом году ограничил инвестиции своих компаний за границу в попытках стабилизировать экономику и курс юаня. В еврозоне помимо Греции к контролю за движением капитала прибегал Кипр. Эти меры тоже помогли ему спасти банковскую систему, но за два года после их введения ВВП сократился на 10%.
В Греции власти ввели контроль после продолжительного экономического кризиса и на фоне угрозы выхода страны из еврозоны. В первой половине 2015 г. домохозяйства и компании забрали из банков четверть депозитов, или 40 млрд евро. У греков было на это много времени, так как власти активно предупреждали об ограничениях, которые были введены в июне 2015 г. Среди мер были строгие лимиты на вывод средств из банков и денежные переводы. По данным Банка Греции, объем наличных в обращении увеличился до 42 млрд евро в мае 2016 г., что на 10 млрд евро больше, чем в конце 2014 г.
«В первой половине 2015 г. греческая банковская система столкнулась с бегством капитала в замедленном режиме, – отмечает главный экономист Eurobank Group Платон Монокруссос. – Большая часть этой ликвидности оставалась внутри страны, но под матрасами».
Лимит на вывод средств в размере 420 евро в неделю был щедрым на фоне средней зарплаты 700 евро в месяц в Греции. Таким образом, на потребительских расходах он не отразился. У греческих компаний почти не было проблем с получением разрешений на перевод денег за границу, так как специальный комитет обычно одобрял такие транзакции в течение нескольких дней, говорят чиновники, экономисты и бизнесмены. «Мне не нравилось заполнять и подавать все эти формы. Но это не создавало больших проблем», – говорит импортер древесины Калипсо Каннелли.
Контроль также не отпугнул иностранных инвесторов, поскольку правила позволяли им выводить вложенные в страну деньги. Как отмечает Чень Бо из китайского конгломерата Fosun, тот в последние годы вложил сотни миллионов евро в туристический и розничный сектор Греции и намерен продолжать инвестировать в средне- и долгосрочной перспективе.
Кроме того, у контроля за движением капитала оказался еще один большой плюс. Он помог Греции бороться с хроническим уклонением от уплаты налогов. Ограничения на вывод средств заставили греков чаще пользоваться банковскими картами, по которым не было ограничений, и число безналичных операций утроилось с 2014 г. С лета 2015 г. было выпущено около 1 млн дебетовых карт, т. е. после введения ограничений темпы выпуска выросли в пять раз. Налоговые поступления благодаря этому увеличились на 1 млрд евро в год, утверждают греческие чиновники. В этом главная причина роста первичного профицита бюджета в восемь раз в 2016 г.
Но сохраняется беспокойство по поводу уязвимости банков, а это было главной причиной введения контроля. В конце 2016 г. банкиры работали над планом смягчения ограничений, но переговорам помешало то, что греки снова стали выводить деньги из банков из-за новых мер жесткой экономии. Совокупный размер депозитов с декабря сократился на 2,4 млрд евро и теперь находится на самом низком уровне с ноября 2001 г. Банковская система Греции потеряла около половины депозитов, или примерно 120 млрд евро, по сравнению с пиковым уровнем 2008 г.
Пока уверенность в банках не восстановится, правительство не может отменить контроль. «Если мы его отменим, а затем снова будем вынуждены ввести, будет катастрофа», – утверждает один из высокопоставленных банкиров.
«Многие компании используют счета в иностранных банках для всех своих транзакций, – говорит импортер продовольствия Манесиотис. – Даже если [контроль] будут отменен, потребуется много времени, прежде чем они снова начнут доверять греческой банковской системе».
Перевел Алексей Невельский