Воспользоваться международными льготами будет сложнее

В России заработает международное соглашение по борьбе с уходом от налогов
Цель договора – противодействие размыванию налоговой базы
Цель договора – противодействие размыванию налоговой базы / М. Стулов / Ведомости

В среду Россия на заседании ОЭСР присоединится к многостороннему соглашению по борьбе с уходом от налогов (MLI). Цель договора – противодействие размыванию налоговой базы. Присоединившиеся к нему страны смогут одновременно ужесточить действующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, чтобы усложнить использование схем по уходу от налогов. Сейчас они позволяют экономить на налогах, а то и вовсе не платить их. Например, по соглашению с Кипром с дивидендов и процентов нужно заплатить всего 5 и 0% соответственно вместо 15 и 20%.

ОЭСР ежегодно готовит новые рекомендации для борьбы с такими налоговыми схемами. Но странам с большим числом налоговых соглашений переговариваться и в каждое вносить изменения слишком сложно, объясняла партнер EY Марина Белякова, а MLI позволяет создать алгоритм, по которому можно скоординированно изменить соглашение. Двусторонние соглашения должны быть изменены по «минимальному стандарту» MLI, а партнеры должны знать об этом, рассказывает партнер KPMG Наталья Вальковская, но возможен и «гибкий вариант», при котором страны будут согласовывать, как менять соглашения.

Россия хочет максимально ужесточить соглашения, но из-за того, что другие страны пока не готовы пойти по такому же варианту, пока ограничится минимальным набором инструментов контроля. В силу MLI вступит после того, как ОЭСР определит, какие страны состыковали свои стандарты. Затем участники соглашения должны его ратифицировать, для компаний новые соглашения начнут действовать со следующего за этим года.

По минимальному стандарту страны должны будут указать во всех соглашениях, что пользоваться ими для снижения ставки или уклонения от налогов нельзя. Также он предполагает ограничение льгот – например, запрет на включение в холдинги иностранных компаний только для того, чтобы использовать более выгодные соглашения. Страна должна взыскивать налог, если конечный бенефициар не ее резидент, а вся прибыль уходит в офшор. Сейчас такое условие есть лишь в некоторых соглашениях, а в MLI будет стандартным. Проверить реальность бизнеса компании можно двумя способами. Более мягкий – оценки смысла создания компании, жесткий – оценка, ведет ли такая компания реальный существенный бизнес (например, занимается торговлей или производством). При жестком варианте использовать льготные ставки, если деньги и проценты идут в зарубежные холдинги, будет сложнее, предупреждает партнер PwC Наталья Кузнецова. Есть риск, что они просто перестанут работать, отмечает она.