Росреестр попросил 3,2 млрд рублей из бюджета

Деньги нужны на комплексные кадастровые работы
Четко определенные границы земельных участков повышают инвестиционную привлекательность региона, уверены эксперты
Четко определенные границы земельных участков повышают инвестиционную привлекательность региона, уверены эксперты / Денис Гришкин / Ведомости

Нужно довести финансирование комплексных кадастровых работ до 3,7 млрд руб. – такое предложение отправил Росреестр в Минэкономразвития, сообщил «Ведомостям» представитель Росреестра. Из этих денег от федерального бюджета понадобится только 3,2 млрд руб., остальное – софинансирование со стороны регионов.

Комплексные кадастровые работы – новый инструмент для уточнения в массовом порядке сведений о земельных участках. По завершении этих работ в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) должна вырасти доля участков с четкими границами, не накладывающимися друг на друга, а также с уточненными границами сооружений на них (см. график).

В пилотном режиме такие работы уже начали Республика Тыва, Астраханская и Белгородская области (см. врез). Им выделено 50 млн руб. из бюджета в 2017 г., также на условиях софинансирования (в зависимости от обеспеченности региона они предоставили 5–30% от общей стоимости работ).

Остальные регионы на субсидирование комплексных кадастровых работ в 2018 г. подали заявки в общей сложности на 2 млрд руб. Но пока в федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 гг.)» заложено только 100 млн руб. на 2018 г. и 708 млн руб. всего.

Для регионов комплексные кадастровые работы – это повышение инвестиционной привлекательности и освоение земель, поэтому Росреестр предлагает не только в 5 раз увеличить сумму затрат на них, но и продлить ФЦП еще на год, до 2021 г., комментирует представитель Росреестра.

Но даже этих денег хватит только на уточнение местоположения 1,1 млн земельных участков в 21 регионе. Тогда как всего в ЕГРН есть сведения о 59,7 млн земельных участков, из которых только половина (29,3 млн) имеет границы, установленные в соответствии с требованиями законодательства (данные на начало 2017 г.). Минэкономразвития и Минфин не ответили на вопрос «Ведомостей», готовы ли они поддержать расширение финансирования работ.

Что получили регионы

Тува получила 38 млн руб. и уже заключила 10 госконтрактов с экономией 68%. Белгородская область получила 7,81 млн руб. – заключила 27 госконтрактов. Астраханская область получила 4,19 млн руб., заключила шесть госконтрактов с экономией 58%. Регионы планируют провести повторные аукционы, на которых используют сэкономленные средства. Экономия на торгах может пойти в ущерб качеству, надо быть очень внимательными при приемке, предупреждает Каминский.

Не стоит полагать, что определение границ 100% участков удвоит налогооблагаемую базу, предостерегает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин, он полагает, что у большинства участков с платежеспособными налогоплательщиками границы уже уточнены. Крупные компании или собственники больших участков действительно уже в основном уточнили границы, соглашается управляющий партнер Consul Group Сергей Пивоварчик.

Отсутствие границ у участков или их наложение друг на друга, а также задвоение объектов после объединения баз бюро технической инвентаризации с кадастровой – распространенные проблемы, которые вызывают споры, но беспокоят они чаще физических лиц, а также могут стать причиной налоговых споров, продолжает Пивоварчик. Поэтому наведение порядка – важная задача не столько для инвестиционного климата, сколько для общей обстановки в регионе, это разгрузит суды и улучшит качество жизни, уверен он.

Эффект может дать только масштабная работа по всей стране, а не выборочное уточнение на миллионе участков, замечает президент ассоциации СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский. Но регионы не так активно заявляются на проведение работ, видимо, из-за недостатка денег на софинансирование. Кроме того, продолжает Каминский, до комплексных кадастровых работ нужно создать проект межевания территории, а это пока должны делать муниципалитеты на собственные деньги. На работы по всем не имеющим границ участкам потребуется более 30 млрд руб., поскольку нормальный ценник для участка – 1000 руб., считает Каминский.

Регионы только косвенно заинтересованы в проведении и уточнении границ – налог на землю пополняет не их бюджеты, а муниципалитетов, для которых эти поступления действительно играют большую роль, замечает Редькин. У Москвы и Петербурга он может составлять до 30% налоговых поступлений в бюджет, в других муниципальных образованиях – порядка 15%, заключает он.

Четко определенные границы земельных участков повышают инвестиционную привлекательность региона, уверены эксперты