Пользоваться международными льготами будет еще труднее

Россия присоединится к многостороннему соглашению по борьбе с уходом от налогов
Странам предложено договориться о борьбе с уходом от налогов
Странам предложено договориться о борьбе с уходом от налогов / REUTERS

Правительство опубликовало распоряжение о подписании многостороннего соглашения (MLI), которое должно помочь бороться с размыванием налоговой базы. Сделать это Минфин планирует 7 июня, рассказал его представитель. Присоединившиеся к соглашению страны смогут одновременно ужесточить действующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

Льготы в соглашениях позволяют компаниям экономить на налогах, а иногда вовсе их не платить. Например, с выплаченных на Кипр дивидендов и процентов по соглашению нужно заплатить всего 5 и 0% соответственно (затем капитал можно без налогов перекачать в офшор), а без соглашения – 15 и 20%. ОЭСР давно борется с такими схемами и почти ежегодно готовит новые рекомендации. Но странам с большим числом налоговых соглашений переговариваться и в каждое вносить изменения слишком сложно, говорит партнер EY Марина Белякова, а MLI позволяет создать алгоритм, по которому можно скоординированно изменить соглашение. Двусторонние соглашения должны быть изменены по «минимальному стандарту» MLI, а партнеры должны знать об этом, рассказывает партнер KPMG Наталья Вальковская, но возможен и «гибкий вариант», при котором страны будут согласовывать, как менять соглашения.

Минфин выбрал максимальный вариант, но пока пришлось ограничиться минимальным набором инструментов налогового контроля, передал через пресс-службу директор департамента Минфина Алексей Сазанов. Дополнительные инструменты заработают, только когда другие страны их тоже выберут, объясняет он, но пока большинство ограничилось минимальным стандартом, обязательным для присоединения к соглашению. В силу MLI вступит после того, как ОЭСР определит, какие страны состыковали свои стандарты, затем участники соглашения должны его ратифицировать.

Налог с дивидендов

Сложнее будет воспользоваться пониженными ставками и при выплате дивидендов. MLI запрещает использовать льготы, если компания менее года владела долей в структуре к моменту выплаты дивидендов. В России такое ограничение уже применяется к дивидендам, получаемым российской компанией.

Как минимум страны должны описать, что использовать соглашения для снижения ставки или уклонения от налогов нельзя. А также ограничить применение льгот: например, нельзя включать в холдинги иностранные компании, только потому что с этими странами действуют более выгодные соглашения. Страна должна взыскивать налог, если конечный бенефициар не ее резидент, а вся прибыль уходит в офшор. Сейчас такое условие есть лишь в некоторых соглашениях, а в MLI будет стандартным.

Проверить реальность бизнеса компании можно двумя способами. Стандартный вариант – это тест, который оценивает смысл создания компании, рассказывает партнер PwC Екатерина Лазорина, более жесткий вариант – тест на ограничение льгот тех компаний, которые не ведут реальный существенный бизнес (например, торговля или производство). Минфин хотел бы пойти по более жесткому пути, говорит федеральный чиновник. При жестком варианте использовать льготные ставки, если деньги и проценты идут в зарубежные холдинги, будет сложнее, предупреждает партнер PwC Наталья Кузнецова. Есть риск, что они просто перестанут работать, отмечает она.

Заплатить налог придется и с дохода от прироста стоимости акций компании, более 50% активов которой состоит из недвижимости в России, говорит Кузнецова. Например, по соглашению с Нидерландами при продаже компании, более 50% активов которой составляет недвижимость, налог не платится по месту ее нахождения. В соглашении с Кипром такая лазейка должна была исчезнуть с 2017 г., но в начале года стало известно, что отсрочка может быть продлена. Владение недвижимостью через кипрские структуры было одной из популярных схем российского бизнеса.

В долгосрочной перспективе инструмент может заработать, но без переговоров с партнерами по соглашениям все равно не обойтись, говорит Белякова. И замысел инструмента слишком амбициозен, предупреждает она, любые изменения должны быть тщательно продуманы.