Рейтинг Китая скатился до уровня Японии
Это первое понижение после событий на площади Тяньаньмэнь. Фондовый рынок и юань отреагировали падениемВпервые почти за 30 лет рейтинговое агентство Moody’s снизило долгосрочный кредитный рейтинг Китая – с Aa3 до A1. Он сравнялся с рейтингами таких стран, как Япония, Чехия и Саудовская Аравия. Прогноз изменен с негативного на стабильный. Последний раз Moody’s понизило рейтинг Китая в ноябре 1989 г. после подавления властями акций протеста на площади Тяньаньмэнь.
На этот раз такое решение аналитики Moody’s объясняют торможением роста экономики Китая. Стимулирование экономики потребует институциональных мер, которые приведут к росту и так большого внутреннего долга Китая. По прогнозам Moody’s, в 2018 г. чистый долг страны достигнет 40% ВВП, а к 2020 г. – 45%.
Минфин Китая считает, что трудности для экономики переоценены агентством, а меры правительства по структурным реформам, наоборот, недооценены. Фондовый рынок страны отреагировал на новость падением на 1,2%, но затем индексы начали восстанавливаться, Shanghai Composite вырос по итогам торгов на 0,07%, а гонконгский Hang Seng прибавил 0,1%. Описанные агентством риски уже давно известны инвесторам, объясняет Люк Спажик из Pimco (цитата по Financial Times), для них снижение рейтинга не стало сюрпризом, а местные инвесторы игнорируют иностранные рейтинги.
Экономисты видят в снижении рейтинга сигналы, что Китай может столкнуться с теми же проблемами, что и Япония, которая после долгового бума не может выбраться из застоя, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Хотя проблемы Японии гораздо глубже, чем у Китая (по данным Банка международных расчетов, совокупный долг Японии по итогам 2016 г. достиг 373% ВВП против 253% в Китае), но до сих пор неясно, сможет ли страна избежать затяжного торможения роста экономики.
Другие рейтинги
Агентство S&P оценивает рейтинг Китая на уровне АA- с негативным прогнозом, Fitch – А+.
Решение Moody’s совпало с попытками китайских властей ограничить рискованные инвестиции, угрожающие стабильности экономики. С февраля Народный банк Китая (НБК) уже дважды поднимал краткосрочные процентные ставки. Но аналитики предупреждают, что экономика Китая слишком зависит от постоянно растущего кредитования, часть которого предоставлялась теневым банковским сектором. Из-за оттока капитала и обесценивания юаня монетарные меры поддержки экономики ограничены, указывают аналитики Moody’s. Это может еще больше подтолкнуть власти Китая полагаться на бюджетные расходы, что помешает сокращению госдолга, предупреждают они.
В среду юань стоил 6,89/$, а на офшорном рынке – чуть меньше: 6,88/$. Весь день официальный курс юаня оставался стабильным, что может свидетельствовать об интервенциях со стороны НБК, считают аналитики, опрошенные WSJ. «Без тяжелой руки регулятора Китая снижение рейтинга привело бы к падению юаня как минимум до 6,91/$ утром», – сказал WSJ старший валютный трейдер одного из банков.
А внутренний рынок облигаций и вовсе не обращает внимания на действия агентства, пишет FT. «На рынке по-прежнему преобладают местные инвесторы, особенно банки и страховые компании, которые игнорируют иностранные рейтинги», – объясняет экономист UOB Kay Hian Holdings Чжу Чаопин (цитата по WSJ). На китайские банки приходится около двух третей всех торгов на рынке облигаций Китая, оценивает он.
Решение агентства стало скорее психологическим ударом, считает эксперт HSBC Кристофер Балдинг (цитата по Bloomberg), большая часть госдолга находится в руках внутренних инвесторов. Но иностранные инвесторы из-за снижения рейтинга будут с еще большей опаской оценивать китайский рынок, предупреждает валютный стратег Mizuho Bank Кен Чун (цитата по WSJ), особенно в условиях, когда китайские власти планируют запустить программу выпуска облигаций в Гонконге, чтобы облегчить иностранным инвесторам доступ к китайскому рынку. Прежде всего отпугнет их риск ужесточения условий кредитования из-за снижения рейтинга, объясняет Чун. Управляющие инвестфондов, опрошенные Bank of America Merrill Lynch, называют это главным риском. В долгосрочной перспективе решение может оказать влияние на валютный курс Китая, отмечает Чаопин, это снизит возможности китайских компаний привлекать новые кредиты и погашать уже полученные.