Промышленность вошла в «позитивную стагнацию»

Ситуация «ни роста, ни спада» – наиболее вероятный вариант на ближайшие 2–3 года
Промышленность вошла в «позитивную стагнацию»
Промышленность вошла в «позитивную стагнацию» / М. Стулов / Ведомости

По данным Росстата, промышленное производство за январь – апрель увеличило выпуск на 0,7% после роста на 0,1% за I квартал. Рост ускорился благодаря сильным данным апреля – росту выпуска на 2,3%, что вдвое превысило прогноз аналитиков (консенсус «Интерфакса» – 1,1%). За январь – апрель 2016 г. рост промпроизводства составлял 1,1%, за год в целом – 1,3% (все цифры – к аналогичным периодам предыдущего года).

По итогам четырех месяцев растут добыча полезных ископаемых (на 1,9%) и производство электроэнергии, газа и пара (2,4%); обрабатывающая промышленность сокращается (на 0,4%), как и отрасль водоснабжения и утилизации (на 3,3%). С переходом с 2017 г. на новый классификатор промышленность поделена на четыре основных сектора вместо прежних трех, и в индексе промышленного производства увеличена доля добывающего сектора.

Индекс предпринимательской уверенности в промышленности, по данным Росстата, в апреле в сравнении с январем ухудшился, хотя остается заметно лучше, чем в апреле 2016 г. (см. врез). Индекс PMI компании IHS Markit, отражающий динамику деловой активности обрабатывающих отраслей, в апреле был минимальным за девять месяцев, однако остался в положительной зоне, означающей рост. В числе позитивных моментов опросы промышленников фиксируют снижение инфляционного давления.

Неуверенная стабильность

Измеряемый Росстатом индекс предпринимательской уверенности за минувшие 12 месяцев по апрель вырос в добывающем секторе с минус 2 до плюс 1%, в обработке – с минус 4 до минус 1%, в энергетике – с минус 12 до минус 8% (измеряется как баланс положительных и отрицательных оценок ожидаемого респондентами выпуска и спроса).

Среди четырех укрупненных отраслей более позитивные настроения – в добыче сырья, обрабатывающие отрасли продолжают вялотекущий дрейф возле нулевого роста, отмечают в мониторинге эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ. Главными проблемами для обработки остаются низкая инвестиционная и инновационная активность, продолжающийся 2,5 года спад реальных располагаемых доходов населения, достаточно высокий износ основных фондов и относительно низкая производительность труда при практическом отсутствии дополнительных мощностей и резерва трудовых ресурсов. С учетом высокого уровня экономической неопределенности и не самого благоприятного делового климата маневров для выхода на устойчивый рост у промышленности крайне мало, пишут эксперты. Но ко всему этому она уже привыкла: три четверти опрошенных считают ситуацию нормальной, следует из опросов Института Гайдара.

Ситуацию в промышленности можно оценить как «позитивную стагнацию» – не видно причин для спада выпуска, но не видно и признаков, указывающих на возможность устойчивого роста, считает директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остапкович. И именно этот вариант, предполагающий рост промпроизводства темпами не более 2% в год, наиболее реалистичен в ближайшие 2–3 года, пока не будут проведены структурные, управленческие, институциональные реформы, надеется Остапкович: если промпроизводство вырастет в 2017 г. на 1,7–1,9%, это будет неплохо. Прогноз IHS Markit – 1,7%, Минэкономразвития – 2%.