Трампу будет почти невозможно разогнать экономику до 3% в год
Ему помешают реалии рынка трудаПрезидент США Дональд Трамп хочет, чтобы темп роста ВВП страны превышал 3% в долгосрочной перспективе, тогда как в последнее десятилетие его среднее значение было меньше 2%. Но помешать ускорению могут два серьезных препятствия – нехватка работников и недостаточно быстрый рост производительности труда.
В долгосрочной перспективе экономика не может расти быстрее суммарного значения темпов роста этих показателей. По прогнозам многих экономистов, их сумма будет составлять около 1,8% в следующие 10 лет. Такие же оценки дают и представители Федеральной резервной системы. Но советники Трампа утверждают, что их политика может обеспечить рост ВВП на уровне 3-4% год за годом, чего не было в США с 1980-1990-х гг.
Ускорение экономики могло бы поспособствовать увеличению доходов домохозяйств, а также помочь администрации Трампа значительно снизить налоги для юридических и физических лиц, увеличить затраты на оборону и финансировать социальные программы, избегая при этом значительного роста бюджетного дефицита. Как отметил в апреле министр финансов Стивен Мнучин, осуществить запланированное снижение налогов можно будет как раз «за счет роста экономики».
По оценкам Goldman Sachs, если ВВП будет расти примерно на 3% в следующие 10 лет, доходы бюджета окажутся на $3,7 трлн выше ожидаемого сейчас уровня (при неизменных налоговых ставках). Этих денег хватило бы на строительство 292 авианосцев.
Трамп хочет стимулировать экономику с помощью более выгодной торговли, уменьшения бюрократии и налоговой реформы. Он и его советники надеются, что это заставит бизнес увеличить инвестиции и тем самым повысит производительность. Однако найти достаточно работников для более активно развивающейся экономики непросто. В последние 10 лет численность населения в возрасте от 25 до 54 лет росла лишь на 0,1% в год. Для сравнения: в 1980-е гг. она увеличивалась на 2,2% в год благодаря высокой рождаемости после Второй мировой войны. Кроме того, занятость среди женщин перестала увеличиваться в последнее время, а среди мужчин снижается уже десятилетиями.
Если число работников не будет расти быстрее, то, чтобы обеспечить темпы рост ВВП свыше 3%, необходимо увеличить производительность труда. Но сейчас наблюдается противоположный тренд. В несельскохозяйственном секторе производительность труда с 2010 г. росла лишь на 0,7% в год. По прогнозам многих экономистов, этот показатель ускорится в ближайшие месяцы. Но для выполнения целей Трампа потребуется такой рост, который «мы часто называем чудесами производительности», утверждает экономист JPMorgan Chase Майкл Фероли.
Безработица в США сейчас 4,4%, и, по мнению экономистов, это соответствует полной занятости. Поэтому рынок труда не предоставляет возможности повторить экономический бум 1980-х гг. «Сильный рост в годы Рейгана был вызван снижением безработицы с 10% до полной занятости. Но провернуть этот трюк снова нельзя», – говорит Джоэл Праккен из Macroeconomic Advisers.
Ускорить экономику мешает и иммиграционная политика Трампа. При относительно низкой рождаемости и старении населения иммиграция практически полностью обеспечивает увеличение рабочей силы. Поэтому попытки ограничить легальную иммиграцию должны негативно отразиться на экономическом росте. Это делает производительность труда еще более важным фактором.
Строительный сектор, например, столкнулся и с нехваткой сотрудников, и со снижением производительности. Согласно исследованию McKinsey Global Institute, последняя сокращалась ежегодно на 1% с 1995 г. из-за необходимости полагаться на неквалифицированных работников и бюрократических сложностей. Иммиграционные ограничения только усугубляют ситуацию, отмечает гендиректор Woodside Homes Джоэл Шайн. «У нас есть уникальная возможность помочь администрации [президента] достичь ее целей. Но она не может сначала просить нас об этом, а потом остановить иммиграцию», – говорит он.
С этим не согласен директор административно-бюджетного управления Белого дома Мик Малвани. Миллионы американцев в возрасте от 25 до 54 лет находятся за пределами рынка труда, указывает он. «Если создать желаемые ими рабочие места и экономические условия, то они вернутся, – утверждает Малвани. – Поэтому я не беспокоюсь по поводу нехватки доступной рабочей силы».
Что касается производительности, то ее трудно даже прогнозировать. В 1995-2004 гг. она в США росла быстро, хотя этого мало кто ожидал. Затем экономисты прогнозировали, что тренд продолжится, но она стала снижаться. Этому способствовало замедление инноваций и инвестиций во время и после мирового финансового кризиса. Оптимистично настроенные специалисты надеются, что такие новые технологии, как искусственный интеллект, обеспечат рост производительности в будущем.
Большинство экономистов сходятся во мнении, что хорошо продуманное снижение налогов и изменения в регулировании позволят экономике США расти на уровне 3% один или два года. Но они сомневаются, что этот темп удастся поддерживать. По оценкам Дэйла Йоргенсона из Гарвардского университета, годовой темп роста ВВП составит 1,8% в ближайшие 10 лет, но может достичь 2,4% при грамотной налоговой реформе. «В некотором отношении рост на уровне 2,5% может стать равнозначен 4% в прошлом. Поэтому он все равно будет считаться значительным достижением», – считает другой представитель Гарварда Джеймс Сток, ранее работавший в администрации Обамы.
Перевел Алексей Невельский