Казначейство хочет контролировать цены госзаказа
Пока это тестовый режим для ограниченного круга контрактовМинфин предлагает еще больше ужесточить контроль за госзаказом: обязать поставщиков объяснять Федеральному казначейству, как они установили цены на товары и услуги (проект приказа опубликован на regulation.gov.ru).
Случается, что поставщик предоставляет документы, например, на выплату зарплаты, казначейство перечисляет деньги, но потом оказывается, что эти сотрудники не имели отношения к госконтракту, а те, кто выполнял работы, зарплату так и не получили, рассказал «Ведомостям» замруководителя Федерального казначейства Александр Демидов. Чтобы такого не происходило, предлагается ввести раздельный учет расходов и себестоимости, уточнил он.
Казначейство сопровождает госзаказ с 2016 г.: каждый контракт дороже 100 млн руб. и с авансом должен оплачиваться через счета в казначействе (за год было порядка 4000 контрактов). Механизм позволяет отследить всю цепочку до конечного бенефициара исполнителя, деньги со счета уходят только после проверки документов. С 2017 г. контроль был уже ужесточен (расширенное сопровождение): ревизоры могут выехать на место, чтобы проверить, сфотографировать или снять на видео результаты исполнения. Но пока механизм использовался только на одном контракте – на создание средств связи и информационных технологий для чемпионата мира по футболу.
Контроль цен – следующий этап – пока будет введен в тестовом режиме, сказала директор департамента Минфина Татьяна Саакян: по контрактам на участок дороги, больницу, линии связи, объект ракетно-космической отрасли и по трем субсидиям для сельскохозяйственных производителей. Речь идет о случаях, установленных решением правительства, проект распоряжения находится на согласовании в ведомствах, говорится в ответе представителя Минфина.
Пауза на стройке
На казначейское сопровождение был переведен контракт на строительство Керченского моста (228,3 млрд руб., аванс может составлять до 30%). С этим была связана заминка и даже приостановка оплаты подрядчику. В итоге на казначейское сопровождение переведены только расчеты исполнителя – «Стройгазмонтажа» (принадлежит Аркадию Ротенбергу) – и его подрядчика «СГМ-моста» («дочка» «Стройгазмонтажа», управляет проектом). Остальные расчеты отслеживает Мособлбанк.
Поставщики должны будут раскрывать структуру своих расходов (зарплата, материальные затраты, амортизация и проч.), указать плановую и фактическую чистую прибыль. Это условие будет включаться в госконтракты и соглашения о субсидиях, указывает представитель Минфина. Аналогичная система применяется в гособоронзаказе. Там норма прибыли головного исполнителя ограничена 20%, у поставщиков комплектующих – 1%. Если она оказывается выше, контракт не заключается. В гражданских госконтрактах пока об ограничении прибыли речи не идет, но надо хотя бы выяснить, какова она у нынешних подрядчиков, говорит Демидов. Если эксперимент удастся, можно будет ставить вопрос о распространении системы на весь госзаказ, продолжает он: это может сделать отношения государства и поставщиков полностью прозрачными.
С Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проект пока не обсуждался, говорит замруководителя ФАС Рачик Петросян. Но в целом чем жестче государство регулирует деятельность поставщиков, тем больше растут издержки предпринимателей, административные барьеры и коррупция, замечает он. Конечно, казначейство – это не банк, с ним поставщикам не так просто работать, отвечает Демидов, но тем, кто работает честно, пройти контроль будет не сложно.
Спецсчета в гособоронзаказе не мешают при желании указать и обосновать любую заниженную норму прибыли, говорит один из поставщиков: «Не помнили, какой точно порог, думали 10%, на всякий случай поставили 9,5%». Изменения добавят работы казначейству – нужен штат, необходимо разбираться в ценообразовании разных секторов, – но не закроют все лазейки для тех, кто намерен обмануть государство, замечает поставщик.
Введение казначейского сопровождения уже создало для поставщиков проблему – зависимость от контрагентов, когда за каждую неверную запятую поставщик не может получить деньги вовремя, вспоминает гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. В итоге лоты стали дробить и отказываться от авансирования. Казначейский контроль цен тоже будут стараться обойти – появится много прослоек, которые будут показывать идеальную отчетность, полагает Строганов, а это увеличит цены.