Региональным дорогам вернут топливный акциз

Этих денег все равно не хватит для их финансирования
Президент поручил вернуть регионам топливный акциз. Этих денег все равно не хватит для финансирования региональных дорог
Президент поручил вернуть регионам топливный акциз. Этих денег все равно не хватит для финансирования региональных дорог / С. Портер / Ведомости

В региональные дорожные фонды может вернуться весь акциз на топливо и смазочные материалы (ГСМ). Сделать это с 2019 г. поручил правительству президент Владимир Путин. А до этого надо поэтапно увеличивать долю налогов, поступающих в бюджеты регионов, говорится в поручениях президента, опубликованных в среду.

Законопроект совместно разработают Минфин и Минтранс, сказал «Ведомостям» представитель Минфина. Представить его нужно 31 мая. Минтранс уже направил в аппарат правительства предложения довести долю регионов в доходах от акцизов на ГСМ до 100%, но к 2020 г., уточняет представитель Минтранса. На федеральный дорожный фонд это не повлияет, отмечает он.

Как вырастут доходы региональных фондов, Минфин пока не подсчитал. По оценкам партнера KPMG Степана Светанкова, они составят 130–160 млрд руб. в год – это очень значимое подспорье для регионов.

Региональные дорожные фонды пополняются за счет транспортного налога и акцизов на топливо. Регионы могут установить и дополнительные источники. В феврале прошлого года Минтранс предложил направлять в фонды доходы от аренды земельных участков и парковок в полосе отвода дорог, штрафов за несоблюдение правил дорожного движения и с подрядчиков, которые нарушили условия дорожных госконтрактов. Эти дополнительные источники доходов, по подсчетам Минтранса, пополнят региональные фонды на 120 млрд руб. в год.

Регионы отстают

Ремонт и содержание региональных дорог финансируются на 15% от норматива, признавал Владимир Путин в прошлом году, а требованиям отвечает 39%. Ситуация с федеральными трассами гораздо лучше – требованиям соответствует 71%, а к концу 2017 г. будет 77%, обещал министр транспорта Максим Соколов на коллегии министерства.

Минимальный размер федерального дорожного фонда определен законодательно – не менее 345 млрд руб. с поправкой на инфляцию, а сверх этого – топливные акцизы и иные доходы. Среди них плата за проезд по федеральным трассам, которую собирает с тяжелых фур система «Платон».

В 2016 г. федеральный бюджет забрал часть топливных акцизов у региональных фондов – 12%. В 2017 г. его доля выросла до 38,3% и увеличится до 42,6% в 2018 г. Губернаторы встревожены снижением норматива зачисления акциза в региональные бюджеты, заявляла в конце 2016 г. председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Видимо, президент услышал плач регионов, которым катастрофически не хватает денег на дороги, говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Абсолютному большинству регионов не хватает и на половину минимального финансирования, продолжает он, самым благополучным хватает только на предотвращение развала дорожной сети.

Это решение – продолжение тонкой ручной настройки для балансировки региональных бюджетов, считает старший директор Fitch Rating Владимир Редькин. В 2016 г. повысили акцизы, чтобы денег в регионах стало больше, напоминает он, однако часть доходов забрал федеральный бюджет. Но в 2017 г. ситуация с налоговыми доходами оказалась сложнее, чем в 2016 г., практически все регионы готовятся к снижению поступлений акцизов на 15–20%, что может привести к новому витку роста дефицита бюджетов, говорит Редькин. Видимо, это и дало повод для нового пересмотра, на этот раз – уменьшения доли федерального бюджета, заключает он.

Руководство регионов нередко тратит деньги и без того небогатых фондов на решение социальных проблем. Некоторые регионы – до половины фондов, говорил ранее представитель Минтранса. Но рост дефицита бюджета гораздо опаснее потенциальной возможности нецелевого использования доходов дорожного фонда, замечает Редькин.