В Швейцарии нашлась альтернатива надежным активам

Акции центробанка страны, о которых мало кто знает, за год подорожали на 50%
Крупнейший акционер Национального банка Швейцарии – даже не швейцарец, а немец
Крупнейший акционер Национального банка Швейцарии – даже не швейцарец, а немец / David Azia/AP

Национальный банк Швейцарии – один из немногих центробанков с публично торгуемыми акциями. Хотя даже в самой Швейцарии немногие знают об их существовании. Между тем его акции за год подорожали более чем на 50%. Ограниченное предложение и небольшие фиксированные дивиденды делают эти акции больше похожими на облигации. На фоне почти нулевых ставок по депозитам и отрицательных доходностей облигаций в стране эти бумаги становятся для инвесторов привлекательной альтернативой.

Аналитики видят тому несколько объяснений. Во-первых, отрицательные процентные ставки в Швейцарии повышают спрос на другие безопасные активы, приносящие хоть какой-то доход; между тем прибыль центробанка составила 21,3 млрд швейцарских франков ($21,5 млрд) в первом полугодии 2016 г. Во-вторых, на рынке торгуется не очень много его акций, поэтому их котировки могут легко меняться. В-третьих, благодаря возможности центробанка печатать деньги (причем одну из самых надежных валют в мире) его банкротство практически исключено. Кроме того, он может взимать плату с коммерческих банков за хранение денег в нем.

Всего у центробанка 100 000 акций, из которых 48 000 акций принадлежали примерно 2200 частным инвесторам, по данным на конец 2016 г. В среду их цена на рынке составила 1718 франков, практически не изменившись в ходе торгов. Совет управляющих центробанка не владеет акциями, а крупнейшим акционером является даже не швейцарец, а немец. Его зовут Тео Зигерт, и ему принадлежат 6720 акций; его доля даже больше, чем у кантона Берн. Зигерт не ответил на запрос о комментарии.

На собрании акционеров 28 апреля некоторые инвесторы намерены потребовать от центробанка повысить дивиденды – впервые более чем за 100 лет. По законодательству дивиденды не могут превышать 15 франков на акцию или в общей сложности 1,5 млн франков. Это не много по сравнению с 24,5 млрд франков прибыли от печатания денег в прошлом году. Тогда центробанк также выплатил 1,7 млрд в национальный и региональные бюджеты, а большая часть прибыли пошла на его резервные счета.

Другие регуляторы

Капитал Банка Италии принадлежит в основном коммерческим банкам страны. Акции ЦБ Бельгии, Греции и Японии торгуются на биржах. В 2016 г. их котировки почти не изменились, хотя у греческого ЦБ немного выросли. Совет управляющих ФРС США имеет статус федерального ведомства. Составляющие ее резервные банки непубличные, но коммерческим банкам принадлежат доли в них. ЕЦБ принадлежит центробанкам стран еврозоны. Банк Англии был частным до национализации в 1946 г.

Около 30 акционеров хотят, чтобы центробанк выплатил дивиденды в 105 франков на акцию (исходя из котировок на конец 2016 г. дивидендная доходность в этом случае составит 6%). Но совет управляющих против. Его обязанность удерживать инфляцию в пределах 2%, а не в максимизации стоимости акций. Вероятно, совет отстоит свою позицию, так как у частных акционеров только 25% голосов, а остальные – у властей Швейцарии.

Акции ЦБ Швейцарии за последний год торговались в диапазоне 1090–2120 франков. Их котировки выросли, когда доходность стала отрицательной даже у гособлигаций Швейцарии с погашением в 2050 г., так что на этом фоне даже небольшие дивиденды стали казаться инвесторам щедрыми. «Инвесторы рассматривают акции центробанка Швейцарии как замену облигациям», – говорит экономист UBS Алессандро Би.

Акции центробанка непросто получить. Ежедневно в ходе торгов владельцев меняют лишь около 50–100 его акций. «Это по-настоящему особенные акции, и у некоторых они вызывают ностальгию», – говорит Симон Рот из частного банка Pictet, который хранит небольшое число акций центробанка, принадлежащих его клиентам.

Перевел Алексей Невельский