Как платить налоги без налоговиков

Технологии могут изменить отношения компаний и государства
Технологии могут изменить сбор налогов и отношения налогоплательщиков с государством
Технологии могут изменить сбор налогов и отношения налогоплательщиков с государством / Евгений Разумный / Ведомости

Технологии могут изменить сбор налогов и отношения налогоплательщиков с государством – этот вопрос обсуждает в Сингапуре консультативная группа Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР.

Для анализа рисков налоговики все чаще пользуются большими данными, говорится в исследовании российской ФНС («Ведомости» ознакомились с копией доклада) – ее руководитель Михаил Мишустин возглавляет рабочую группу FTA по электронным услугам. Но лишь 15% из опрошенных служб 26 стран применяют большие данные во всех аспектах работы. Часть стран (8%) используют большие данные для работы с компаниями в режиме реального времени, например, предварительно заполняют декларации за них, выяснила ФНС. Налоговые органы почти всех скандинавских стран сами готовят подоходную налоговую декларацию для индивидуальных налогоплательщиков, рассказывает партнер EY Петр Медведев, а те могут согласиться с ней или нет.

В будущем это возможно и в России, считает федеральный чиновник. Автоматизированная система контроля НДС, кассы в магазинах, передающие данные в режиме реального времени, автоматический обмен информацией между странами, RFID-метки, позволяющие отслеживать движение товаров, информация загсов – колоссальный массив информации, говорит чиновник: ФНС сможет сама рассчитывать налог. Следующий шаг – доступ к базе компании, если она этого захочет, продолжает он: ФНС сможет провести анализ, предупредить налогоплательщика о праве на льготы, о переплате налогов или предотвратить нарушение. Пока только 31% опрошенных стран начали опираться на большие данные для анализа и управления налоговыми рисками, сказано в исследовании. Не всегда компании воспринимают желание налоговых органов заполнить за них декларации как благо, опасаясь, что придется предоставить не только налоговую, но и бухгалтерскую отчетность, доступ к IT-системам и базам данных, отмечает Медведев.

Налоги онлайн

В России доля электронной отчетности выросла с 0,5% в 2002 г. до 91% в 2015 г., следует из материалов ФНС. С 2013 г. заработала автоматизированная система контроля за уплатой НДС. В I квартале 2017 г. поступления НДС выросли на 210 млрд руб. (на 17%) – почти половина суммы благодаря АСК, указывала служба. С 2016 г. производители шуб начали снабжать их RFID-метками, за апрель 2016 г. – март 2017 г. легальные продажи выросли в 8 раз по сравнению с 2015 г. А с 2018 г. под цифровой контроль попадет и ритейл – бизнес полностью перейдет на кассы, которые в онлайн-режиме передают данные налоговикам.

Внедрить новые технологии проще, чем использовать, показало исследование. Хуже всего удается подстроить законодательство под развитие технологий – только 16% стран осознали, что это нужно.

Налоговые службы собирают огромные массивы данных и это заставляет налогоплательщиков нервничать, говорит Медведев: не ясно, в какую категорию риска они попадут. Нужно сравнивать новые издержки бизнеса и дополнительные доходы бюджета, предлагает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, – например, АСК НДС привела к росту числа встречных проверок. Цифровизация запускает эволюционную гонку вооружений – придумываются новые технологии контроля, а вслед за ними новые технологии ухода от него, считает он. В ФНС же уверены, что чем активнее страны внедряют новые технологии, тем лучше себя чувствуют и сами компании. Это увеличивает прозрачность налогоплательщиков, снижает налоговую неопределенность и административную нагрузку, перечисляет в докладе Мишустин.

К похожим выводам пришли и авторы обзора МВФ. В развивающихся странах улучшение администрирования может снизить недобросовестную конкуренцию со стороны компаний, не платящих налоги. К тому же уход от налогов делает компании более расточительными, что приводит к инвестициям в нерентабельные проекты. По оценке МВФ, у компаний, которые уводят от налогов 70% выручки, общая факторная производительность на 4% ниже, чем у платящих все налоги. Выравнивание условий налогообложения может стимулировать рост ВВП на 0,7% в развитых и 1,3% – в развивающихся странах.-

Технологии могут изменить сбор налогов и отношения налогоплательщиков с государством