Премьер Дмитрий Медведев поручил еще раз обсудить налоговый маневр

В его преимуществах попробуют убедить социальный блок
Социальному вице-премьеру Ольге Голодец и министру финансов Антону Силуанову придется договариваться о маневре
Социальному вице-премьеру Ольге Голодец и министру финансов Антону Силуанову придется договариваться о маневре / Евгений Разумный / Ведомости

Обсуждение налогового маневра – повышение НДС до 22% и снижение страховых взносов до 22% – продолжается. Такое решение было принято на совещании у премьера Дмитрия Медведева в середине апреля, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника.

Ранее чиновники по-разному оценивали итоги совещания. Одни говорили «Ведомостям», что обсуждение маневра решено отложить на год – не принимать по нему никаких проектов, но и не снимать его с повестки. Другие – что дискуссия продолжится, как и поручал президент – проанализировать возможные реформы в 2017 г. Позже первый вице-премьер Игорь Шувалов признавал, что возможен и отказ от изменения налогов: «Проект налогового маневра вызвал критику бизнеса».

Протокол по итогам совещания все расставил на свои места. Министерства должны представить предложения и расчеты по его возможным параметрам, влиянию на отрасли и пенсионную стратегию, пересказывают содержание протокола чиновники. Обсуждение продолжится с социальным блоком, поясняет один из них.

Основная задача маневра – вывести экономику из тени. Серый фонд зарплат составляет 10 трлн руб., говорил на коллегии Минфина министр Антон Силуанов. От обеления зарплатных схем Минфин надеется получить около 500 млрд руб., следует из расчетов министерства: нагрузка на фонд оплаты труда слишком высока (см. врез), маневр должен снизить ее, что стимулирует компании выходить из тени. Снижение ставок не обязательно уменьшит долю нелегального сектора, спорит чиновник социального блока. В начале 2000-х правительство уже снижало ставку платежа в ПФР, чтобы уменьшить долю нелегального сектора, вспоминал министр труда Максим Топилин, но она выросла.

Постоянный рост ставок страховых взносов создал конкурентные преимущества для тех, кто готов уйти в тень, рассуждает эксперт, участвующий в обсуждении маневра, а с ростом теневого сектора сокращаются и поступления в фонды. Чтобы решить проблему, не обязательно менять ставки взносов – у ФНС все больше инструментов, например новые онлайн-кассы, считает чиновник. Выявить не платящих взносы все равно сложно, спорит эксперт, как правило, это серые компании из неторгуемых секторов – строительства, сферы услуг, многие не пользуются кассами; альтернатива – ограничить оборот наличных. Больше всего, по расчетам Минфина, пострадают как раз такие секторы, например, для строительства налоговая нагрузка вырастет на 2,9%, для ЖКХ – на 0,9%.

Трудовая нагрузка

В 2011 г., несмотря на протесты бизнеса и экономического блока, правительство повысило ставку взносов на 8 п. п. до 34%, чтобы снизить дефицит ПФР. Бизнес еще больше ушел в тень – по оценкам Минфина, занятость в формальном секторе снизилась с 50,6% в 2008 г. до 44,5% в 2016 г., а к 2019 г. без снижения нагрузки эффективная ставка взносов вырастет с 21,2% в 2008 г. до 28,4%.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что влияние маневра на обеление экономики преувеличено, а уход в тень обусловлен разными причинами и налоговая нагрузка – только одна из них. Остальные – избыточное регулирование и недостаточная защита прав собственности, маневр даст эффект, только если будет частью большой концепции по улучшению условий для бизнеса, говорит он. Нужно готовить и другие меры по сокращению теневой экономики, согласен чиновник экономического блока.

Маневр уменьшит доходы фондов и приведет к окончательному уходу от страховой пенсионной системы, перечисляет аргументы социального блока другой чиновник. Пока представленная концепция полностью противоречит стратегии ее развития, согласен чиновник, участвовавший в совещании у премьера. По оценкам Топилина, потери ПФР при снижении взносов составят около 2 трлн руб. Оценки Минфина были меньше – 1,7 трлн руб., к тому же часть потерь (почти 500 млрд) компенсирует унификация тарифа взносов в Пенсионный и социальный фонды; а всего правительство выгадает около 190 млрд руб.

Налоговая нагрузка на труд высока и компенсировать ее снижение сокращением расходов, а не повышением НДС не получится, предупреждает Гурвич: трехлетний бюджет показал, что правительство и так пользуется всеми возможными резервами. Но можно, например, повышать адресность социальной поддержки, призывает директор НИСП Лилия Овчарова. На социальную защиту федеральный и региональные бюджеты тратят около 2,7% ВВП в год, подсчитывал Всемирный банк, а беднейшие 20% получают лишь четверть ресурсов.

Представитель Минэкономразвития переадресовал вопросы в правительство, его коллега из Минтруда не ответил на запрос «Ведомостей». Представитель вице-премьера Ольги Голодец не смог прокомментировать вопрос. На уровень президента маневр будет вынесен после того, как его утвердит правительство, лаконичен представитель Минфина, пакет налоговых изменений, как и поручал президент, должен быть представлен ему до конца 2017 г. Представитель премьера Наталья Тимакова не ответила на запрос.