Совет Федерации проверит «Платон»
Тем временем перевозчики повышают ценыСпикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила комитетам по экономической политике, по бюджету и финансовым рынкам разобраться, обоснована ли система «Платон». Об этом она заявила в среду на заседании Совета Федерации в ответ на просьбу сенатора Вячеслава Мархаева (КПРФ).
Цены на перевозки вырастут по всей России вслед за тарифом, объявили многие транспортные компании. Надбавку «Дорожный сбор» анонсировала DPD, но в отличие от самого тарифа «Платона» она будет рассчитываться не от километров, а от веса груза – от 0,45 до 1 руб. за 1 кг в зависимости от тарифа (без НДС). Надбавка будет взиматься, если машина перевозит грузы сразу нескольких отправителей (сборные грузы), а, например, тарифов на e-commerce и курьерскую доставку нет, передала через представителя директор по операциям DPD в России Анна Матвеева. А у NAWINIA надбавка за километр будет включена в тариф при перевозке грузов только одного отправителя, передал через представителя председатель совета директоров компании Рустам Юлдашев, к примеру, надбавка за перевозку на 3400 км от Москвы до Новосибирска составит 6460 руб.
Концессию по «Платону», как любой гражданский договор, можно расторгнуть, комментировал ранее «Ведомостям» консультант инфраструктурных проектов, но государству придется возместить все инвестиции и минимальную доходность. Капитальные вложения в «Платон» – 29 млрд руб. (27 млрд – кредит Газпромбанка, 2 млрд – собственные средства оператора, РТИТС). Проект уже на стадии модернизации, значит, вложено 60–70%, рассуждает он.
Готовой позиции у верхней палаты пока нет, говорит сотрудник аппарата СФ, но вопрос, безусловно, политический.
Когда «Платон» только вводили, Совфед уже высказывал опасения, напоминает зампред комитета по экономической политике Сергей Калашников (ЛДПР). Сенаторы хотят понять, как распределяются доходы от «Платона», какова его реальная себестоимость и под какие условия взяты кредиты, как изменились цены и куда «Платон» будет двигаться, говорит Калашников. Сенатор обещает, что вопросы будут сформулированы и отправлены в течение месяца.
Пусть анализируют, спокоен федеральный чиновник: «Они и раньше это делали. Сначала при принятии закона в 2011 г., потом еще два раза при определении конкретного срока ввода. С удовольствием обменяемся информацией с коллегами». Система «Платон» и ее оператор «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, см. врез) работают на принципах открытости, поэтому в Минтрансе не видят ничего особенного в решении Совета Федерации, отмечает представитель Минтранса.
Система «Платон» – сбор с грузовиков тяжелее 12 т за проезд по федеральным трассам – была введена 15 ноября 2015 г. И еще до запуска столкнулась с протестом владельцев грузовиков. Первоначально тариф должен был составить 3,73 руб. за 1 км, но правительство под давлением дальнобойщиков снизило его до 1,53 руб.
Пока деньги «Платона» распределяют быстрее, чем собирают, как писали аналитики InfraOne в февральском обзоре. РТИТС ежегодно будет получать из бюджета 10,6 млрд руб. (в ценах 2015 г., индексируется на инфляцию). А из-за вычета из транспортного налога, предоставленного грузоперевозчикам, бюджеты регионов лишаются, по их подсчетам, 8,7 млрд руб. Эту сумму правительство компенсировало им межбюджетными трансфертами в декабре 2016 г. Еще 22 млрд руб. в счет будущих сборов правительство раздало на ремонт дорог и мостов.
К вопросу отмены льготного тарифа вернулись только осенью, планировалось удвоить его. Если не повышать тариф, то в федеральный бюджет в 2017 г. поступит 19,7 млрд руб., писал Минтранс в пояснении к проекту постановления правительства в ноябре. Часть доходов пойдет на выполнение обязательств перед оператором, напоминал Минтранс (см. график), а на сборы рассчитывают еще и региональные проекты государственно-частного партнерства и если не повышать тариф, то денег от «Платона» будет не хватать.
Владельцы РТИТС
РТИТС на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, на 50% – фонду «РТ-инвест» (на 25,01% принадлежит «Ростеху», на 74,99% – ООО «Царицын капитал», которым владеет Андрей Шипелов).
В феврале правительство опубликовало постановление, повышающее тариф до 3,06 руб. с 15 апреля, но меньше чем за месяц до повышения премьер Дмитрий Медведев заявил, что тариф надо поднять лишь на четверть до 1,91 руб. Уступка со стороны правительства устроила не всех, и 27 марта Объединение перевозчиков России начало «всероссийскую бессрочную стачку», которая продолжается уже третью неделю. Самые массовые протесты – в Дагестане, там не примкнувшие к стачке грузовики проезжают с трудом. Стоимость перевозок там выросла на 50–80%, признался сотрудник компании – производителя пищевой продукции.
Перевыставить тариф «Платона» «один в один» обещает заместитель гендиректора грузовой компании «Балтика-транс» Ирина Капитанова. Тариф вырастет примерно на 1%, пишет представитель FM Logistic. О том, что тариф вырастет не только из-за «Платона», сообщил начальник отдела российского экспедирования «Даксер» Алексей Черкашин: влияет много факторов, например дорожающее топливо, временные перебои с транспортом в период забастовок. Не собираются повышать тарифы «Деловые линии». Компания может оставить их на том же уровне, оптимизировав логистику, автоматизацию операций, передал через представителя директор управления по маркетингу и коммерции «Деловых линий» Давид Шамаев.
Повышение тарифа до 1,9 руб. повлияет на стоимость товаров не более чем на 1%, что неощутимо для конечного потребителя, комментирует представитель Росавтодора. Сейчас сборы по системе «Платон» составляют 3–6% в структуре затрат на перевозку, сообщил директор по логистике и планированию «Coca-Cola HBC Россия» Андрей Павлович. Цены на продукты питания не повышаются только от одного фактора, поэтому они не выросли сразу из-за «Платона», не повысятся сразу и сейчас, объясняет представитель другой большой компании, производящей продукты питания. У крупных производителей есть инструменты, чтобы не перекладывать сразу рост издержек на конечного потребителя, продолжает он, но в будущем это может произойти.