Американская мечта уходит в прошлое

Большинство американцев теперь работают на крупные компании, а не в малом бизнесе
Масштаб часто позволяет компаниям работать более эффективно
Масштаб часто позволяет компаниям работать более эффективно / Thomas Peter / Reuters

Многие десятилетия США позиционировали себя как страну предпринимателей и малого бизнеса. Президенты и политики до сих пор используют этот имидж, для чего в прошлом были все основания. Но сегодня США стали страной крупных, нередко очень больших компаний.

Если с конца 1970-х по конец 1990-х гг. большинство американцев работало в компаниях менее чем со 100 сотрудниками, то в последние годы – в основном в компаниях более чем с 2500 сотрудниками. В 2014 г. более четверти трудилось в компаниях со штатом более 10 000 человек. На крупные компании приходится и львиная доля продаж.

Масштаб часто позволяет компаниям работать более эффективно. Но масштаб порождает масштаб – крупным ритейлерам и производителям нужны крупные дистрибуторы и поставщики. Со временем, по словам экспертов, экономике требуются новые, активно действующие компании, которые конкурировали бы с корпорациями. Но теперь они появляются реже: малые предприятия часто разоряются или покупаются гигантами.

В части отраслей тренд особенно заметен. В 1980 г. у большинства ритейлеров было менее 100 сотрудников, но появление огромных магазинов изменило это. Даже в секторе услуг, где по-прежнему преобладают небольшие рестораны и заведения, крупные компании быстро увеличивают число сотрудников. То же самое происходит в финансовом секторе.

В некоторых отраслях, правда, произошло обратное. В производственном секторе средние и особенно крупные компании сократили число сотрудников. В строительной отрасли большинство людей продолжают работать в мелких компаниях. Но секторы, в которых небольшие компании доминируют, сами относительно невелики по числу сотрудников, и доля работающих в них снижается. В отраслях, где число рабочих мест значительно выросло, преобладают крупные компании. И это сказывается на доходах американцев.

Много лет сотрудники крупных компаний зарабатывали больше, чем люди на тех же позициях в небольших фирмах. Это по-прежнему верно, но уже не в такой степени. Причем в небольших компаниях (от 100 до 1000 человек) доходы росли примерно одинаковыми темпами у большинства сотрудников, показало совместное исследование специалистов Стэнфордского и других университетов. В то же время в крупных компаниях (от 10 000 человек) быстрее всего росли доходы у 10% наиболее высокооплачиваемых сотрудников. В прошлом заработанное крупной компанией распределялось более равномерно среди всех ее сотрудников, указывает Николас Блум, экономист Стэнфордского университета.

Масштаб часто позволяет компаниям работать более эффективно

Во многих отраслях крупнейшие игроки увеличили долю выручки по сравнению с началом 2000-х гг., показал проведенный WSJ анализ данных Бюро переписи населения. В некоторых случаях рыночная доля четырех ведущих компаний выросла более чем на 15 п. п.

Новые компании не возникают так часто, как в прошлом, и не создают много рабочих мест. Число появляющихся ежегодно новых фирм стабилизировалось, а создаваемых ими рабочих мест – сократилось. Такое сочетание может вызвать проблемы в долгосрочной перспективе, считает экономист Brookings Institution Иэн Хэтэуэй. Концентрация продаж и прибыли может негативно отразиться на конкуренции. «Я больше обеспокоен тем, что прибыль [крупных компаний] растет, – говорит он. – По-моему, это означает, что сейчас они будто окружили себя рвом с водой и чувствуют себя защищенными».

Перевел Алексей Невельский