Оборонные предприятия поддержат налогами
Минфин предлагает стратегическим компаниям отсрочку по налогамМинфин предлагает дать компаниям, входящим в список стратегических, особое право на отсрочку от года до трех лет при уплате налогов, сборов и страховых взносов. Проект поправок в Налоговый кодекс опубликован на regulation.gov.ru.
В списке стратегических крупнейшие налогоплательщики (например, «Роснефть», «Роснефтегаз», «Газпром», «Транснефть»), государственные СМИ, оборонные предприятия и НИИ (среди крупных – «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод»). Только «Роснефть» и «Газпром» заплатили совокупно в 2015 г. 2,3 трлн руб. налогов (данные МСФО).
Сейчас по Налоговому кодексу отсрочки (рассрочки) предоставляются в шести случаях: стихийное бедствие; катастрофа; задержка бюджетного финансирования; угроза банкротства; сезонные производство и реализация; налоги надо платить из-за пересечения товаром границ Таможенного союза. В 2016 г. их получили порядка 100 налогоплательщиков на 12 млрд руб., говорит представитель ФНС.
Минфин предлагает еще два основания для отсрочки. Попросить о ней смогут стратегические компании, а также выполняющие заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляющие особо важные услуги населению. Для этого нужно предоставить залог, поручительство или банковскую гарантию. Сохраняется и общее правило – компания не может уплатить вовремя налог, но сможет сделать это в будущем, указывает представитель Минфина, а сумма налога не должна превышать стоимость чистых активов.
Налоговая отсрочка позволяет серьезно экономить. Проценты по ней составят половину ключевой ставки. Пени по обычным налоговым долгам сейчас 1/300 ставки за каждый день, а с 1 октября вырастут до 1/150. В итоге при текущей ставке в 9,75% отсрочка обойдется в 4,875% годовых, а пени – в 23,725% (при 1/150 ставки).
По сути, это предоставление избранным госкомпаниям за счет государства финансирования под льготный процент – такая мера поддержки, конечно, нарушает принцип равенства при налогообложении, недоумевает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Представитель Минфина считает предоставление привилегии оправданным. Минэкономразвития утверждает критерии компаний, которым можно дать отсрочку, чтобы компания не исчезла: «А госкомпании не надо так проверять – мы верим, они не исчезнут». Аналогичным эксклюзивным образом сейчас без проверки могут возмещать НДС крупнейшие экспортеры, напоминает федеральный чиновник.
Без банкротства
В 2016 г. ФНС предлагала разрешить компаниям платить налоги в рассрочку без угрозы банкротства. Для этого должны резко вырасти налоговые доначисления – вдвое превысить среднюю сумму ежегодных налогов.
Это делается в первую очередь для оборонных компаний, знает другой чиновник. Чиновник Минобороны подтверждает: льгота нужна исполнителям гособоронзаказа. В 2016 г. государство отказалось от авансирования и финансирование заказов идет более пропорционально их выполнению, что приводит к кассовым разрывам и трудностям с платежами, включая налоговые, напоминает он. Отсрочка может пригодиться, согласен менеджер «Алмаз-Антея».
Реформа авансов была одной из мер по закрытию бюджетной дыры. Теперь деньги могут уйти через другую дыру, иронизирует один из чиновников. Менеджеры могут выводить активы из госкомпаний так же, как из частных, скептичен бывший чиновник Росимущества, к тому же в список стратегов входят и ФГУПы с непрозрачной структурой. Рисков нет, уверяет чиновник Минфина: ФНС определяет, кому давать рассрочку. За выполняющими гособоронзаказ компаниями установлен очень строгий контроль, отмечает другой бывший чиновник, с другой стороны, при хроническом кассовом разрыве надо увольнять менеджмент и менять экономику компании, а не давать отсрочку от налогов.
Предпосылок к тому, чтобы такие крупнейшие компании, как «Роснефть», например, устроили себе налоговые каникулы и обрушили бюджетные доходы, нет, успокаивает федеральный чиновник. Пока это нереально, но потом все может быть – техническая возможность появилась, рассуждает его коллега. Опрошенные в воскресенье госкомпании не ответили на вопросы.
Сейчас механизм отсрочек не работает, признавали чиновники: компания редко может потом расплатиться, будучи на грани банкротства (см. врез). Даже если компания не испытывает реальных сложностей, в определенные периоды ей требуются оборотные средства и не хочется их отвлекать, а кассовые разрывы финансировать краткосрочными кредитами, говорит налоговый менеджер крупной иностранной компании. Возможно, стоит отработать новый механизм отсрочки при предоставлении банковской гарантии на узком круге компаний, а потом распространить его и на частный бизнес, признает Щекин. Правда, тогда государство, по сути, станет банком и как бы ФНС не пришлось открывать кредитный отдел, иронизирует он.