Протесты против «Платона» продолжаются

Дальнобойщики не доверяют системе
Рынок не почувствовал стачку
Рынок не почувствовал стачку / Евгений Егоров / Ведомости

Перевозчики, не участвующие в стачке за отмену сборов в систему «Платон», жалуются на нападения со стороны протестующих. На объездной дороге у Элисты водитель увидел скопление транспорта и людей, трое из которых, вооруженные камнями и палками, остановили его фуру и ударили по лицу, рассказывает представитель «Деловых линий». В Волгограде протестующие закидали кирпичами грузовик компании, продолжает он, компания готовит заявления в полицию. В Дагестане расследуются нападения протестующих на дальнобойщиков, отмечает представитель Росавтодора.

Участники стачки проезжающих водителей не бьют, утверждает председатель Объединения перевозчиков России (ОПР), организовавшего забастовку, Андрей Бажутин. Если фуры и останавливают, то только чтобы убедить – хорошо бы соблюдать профессиональную этику и не работать во время стачки, говорит Бажутин.

Доход от «Платона»

21,9 млрд руб. перечислил в бюджет к 15 марта оператор «Платона» «РТ-инвест транспортные системы». Сам РТИТС ежегодно будет получать из бюджета 10,6 млрд руб. (в ценах 2015 г., индексируется на инфляцию)

Всероссийская стачка дальнобойщиков началась 27 марта. Поводом стало запланированное на 15 апреля повышение тарифа «Платона» на 25%, «но мы требуем отмены не повышения, а самого сбора», уточняет Бажутин. В крайнем случае «Платон» предлагают оставить только для иностранных транзитных перевозчиков, которые не платят транспортный налог. Организаторы говорили, что участвовать будут 50 регионов, Росавтодор насчитал 21. Не все участники выехали с пикетами на обочины, часть бастует в гаражах: в Москве в гаражах стоят 200 грузовиков из ОПР, говорит секретарь объединения Сергей Рудаметкин, пикет под Москвой попытались оцепить уже в первый день и намекнули, что могут аннулировать пропуска на МКАД.

Рынок не почувствовал стачку, утверждают представители «Деловых линий» и Росавтодора. Машины ездят, перетока чужих клиентов нет, рынок не замечает забастовки, говорит и заместитель гендиректора «Балтика-транс» (также не участвует в стачке) Ирина Капитанова. Ощущается резкая нехватка машин в направлении Северо-Кавказского федерального округа, не согласен сотрудник логистического департамента крупной компании.

Дело не в тарифе – «Платон» открывает государству данные о маршрутах и количестве перевозок, а значит, и о реальных доходах перевозчиков – незаконопослушным дальнобойщикам становится невыгодно демпинговать, считает представитель Росавтодора.

Акции протеста дальнобойщиков против «Платона» в городах России

Участники акции признаются, что сбор за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 т не платили и в системе не регистрировались. Дагестанские перевозчики зарегистрировали в системе всего около 1000 большегрузов из порядка 20 000, замечает представитель Росавтодора. Если бы платили государству, можно было бы согласиться, говорит владелец перевозчика из Дагестана. Деньги непонятно куда идут, убежден представитель ОПР Тюмени Владимир Ардашев.

Нужен конструктивный диалог власти и организаторов акции, люди не чувствуют, что их слышат, комментирует сотрудник логистического департамента крупной компании. Минтранс и Росавтодор готовы рассматривать новые форматы информирования населения, обещает представитель Минтранса.

Как объяснить грузоперевозчикам, что надо платить сборы, когда власть фактически освободила от уплаты части налогов богатейших граждан страны (поправки в Налоговый кодекс, позволяющие отказаться от налогового резидентства России. – «Ведомости»), замечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.