Петербургский бюджет может заплатить инвестору ЗСД 5,2 млрд рублей

Это на 600 млн рублей больше, чем планировалось
После того как центральный участок стал платным, трафик снизился на 10%
После того как центральный участок стал платным, трафик снизился на 10% / Евгений Егоров / Ведомости

ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС; консорциум «ВТБ капитала», Газпромбанка, IC Astaldi) потратило на строительство платной дороги более 70 млрд руб. собственных и заемных средств. Компания заключила со Смольным соглашение, по которому бюджет обязался перечислять компании разницу между доходом от эксплуатации ЗСД и гарантированным доходом в 9,6 млрд руб. Планируется, что проект выйдет на окупаемость с 2020 г., тогда инвестор будет перечислять городу 90% доходов, превышающих 9,6 млрд руб., а 10% – оставлять себе.

Администрация Петербурга собирается в этом году увеличить расходы на компенсацию затрат инвестору Западного скоростного диаметра (ЗСД) до 5,2 млрд руб. В бюджете на 2017 г. на эти цели заложено 4,6 млрд руб., но в постановлении правительства Петербурга о поправках к закону о бюджете на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. расходы по этой статье выросли на 600 млн руб. Документ опубликован на сайте комитета финансов.

Соглашение, которое власти подписали с МСС, не опубликовано. В феврале Смольный отказался раскрывать его условия, сославшись на коммерческую тайну.

В 2016 г. МСС получила из бюджета 4,1 млрд руб. Компенсация связана с затратами инвестора на эксплуатацию дороги и обслуживание привлеченного финансирования, говорится в комментарии комитета по инвестициям. В 2016 г. комитет сделал прогноз суммы, которую необходимо выплатить концессионеру в 2017 г., но в конце прошлого года она была пересчитана и «выявлена необходимость в ее увеличении», сообщил комитет, но не привел расчетов. Сумма еще может измениться: пока автомобильный трафик не устоялся, поэтому объем доходов МСС будет известен по итогам года, указывает комитет.

Поправить на 3 млрд руб.

Больше всего по новым поправкам теряет КРТИ – его расходы сократятся с 44,2 млрд руб. до 41,4 млрд. На строительство и проектирование дорожных объектов потратят 21,7 млрд руб. вместо 24,5 млрд, на Невско-Василеостровскую линию метро – 8,2 млрд руб. вместо 8,9 млрд. Сокращено финансирование входной группы на стадион на Крестовском острове (с 1,9 млрд руб. до 1,5 млрд). С учетом предложенных корректировок доходы бюджета в 2017 г. составят 487,8 млрд руб., расходы – до 557 млрд руб., адресная инвестиционная программа сократится с 90,3 млрд руб. до 87 млрд.

Представитель МСС не смог объяснить, почему в 2017 г. доходы компании должны снизиться.

Проезд по центральному участку ЗСД был открыт в декабре 2016 г., а плату за проезд ввели с 4 февраля. Проезд для легковых автомобилей по всему ЗСД стоит 300 руб., по каждой из пяти тарифных зон – 60 руб. Владельцы транспондера получают скидку 15%, ночью она увеличивается до 50%. Водители грузовых автомобилей без транспондера за пять зон платят 650 руб., водители седельных тягачей – 850 руб. По данным МСС, в среднем в сутки на ЗСД происходит до 220 000 транзакций. После ввода центрального участка трафик вырос в 2 раза, но, когда проезд стал платным, он снизился на 10%, рассказывает представитель МСС. В ноябре 2016 г. компания сообщала, что в сутки по южному и северному участкам ЗСД проезжало порядка 140 000 машин.

Очевидно, что МСС получит меньше доходов, чем ожидала, а на эксплуатацию потратит больше, говорит депутат заксобрания Борис Вишневский. Он возмущен тем, что бюджет обязан возмещать инвестору деньги по «кабальному контракту», вместо того чтобы потратить на социальные нужды.

Объективных причин для увеличения суммы компенсации может и не быть, поскольку город обязался платить столько, сколько запросит инвестор, в пределах 9,6 млрд руб., говорит депутат Алексей Ковалев, который видел договор с МСС. «Он заключен с нарушением интересов города, его необходимо оспорить в суде», – уверен Ковалев.

Поскольку подробности соглашения о ГЧП неизвестны, нельзя однозначно сказать, почему выросла сумма компенсации, говорит один из экспертов транспортного рынка на условиях анонимности. Это может быть связано как с дополнительными затратами инвестора при строительстве объекта, так и с кредитными обязательствами, а новые данные по транспортному потоку могли изменить планы по прибыли, добавил эксперт.

В случае отказа правительства от ежегодных компенсаций городу придется возмещать инвестору 70 млрд руб., сказал в прошлом году глава бюджетно-финансового комитета законодательного собрания Максим Яковлев.