Стачки против «Платона» продолжатся в гаражах
Отмена системы – это потери для государства на десятки миллиардов рублейАкции протеста против системы «Платон», за отставку правительства и вотум недоверия президенту продолжаются. Стачка началась 27 марта и объявлена бессрочной. В начале акции Росавтодор насчитал 197 грузовиков в 21 городе. Теперь протестующих городов вдвое меньше, сообщил Росавтодор.
Концессию по «Платону», как любой гражданский договор, можно расторгнуть, комментирует аналитик инфраструктурных проектов, но государству придется возместить все инвестиции и минимальную доходность. Капитальные вложения в «Платон» – 29 млрд руб. (27 млрд – кредит Газпромбанка, 2 млрд руб. – собственные средства оператора, «РТ-инвест транспортные системы»). Проект уже на стадии модернизации, значит, вложено 60–70%, рассуждает аналитик. У государства нет компетенций для управления системой, если оно заберет «Платон», функционировать он не будет, все вернется в состояние до запуска проекта, но государство потеряет несколько десятков миллиардов, заключает аналитик.
Дагестан заявляет о 1000 выстроившихся на дорогах машин, в Иркутске на трассе 50 машин, в Улан-Удэ – 60. Водителям подвозят еду, рассказали активисты. Организаторы снабжают участников акций и спиртным, что опасно для жизни, предупреждает Росавтодор.
Руководитель Организации перевозчиков России (ОПР), координирующей забастовку, Андрей Бажутин задержан и обвинен в вождении без прав. Решение о лишении прав оспаривается в суде, документы об этом были с собой, рассказал Бажутин «Ведомостям» 27 марта. Суд приговорил его к 14 суткам ареста, затем сократил до пяти.
В Тюмени стоят 70 фур, знает президент Ассоциации грузоперевозчиков Тюмени Владимир Ардашев и сообщает, что ему угрожают уголовным делом за препятствие работе весогабаритного контроля.
В Дагестане расследуются нападения на добросовестных дальнобойщиков со стороны протестующих, сообщает Росавтодор, правоохранители и местные власти ведут переговоры с организаторами на обочинах трех дорог в Дагестане и Северной Осетии.
Пока не заметно
27–30 марта на федеральных трассах не было снижения перевозок, констатирует Росавтодор. Пока акция не влияет на рынок перевозок, комментирует представитель «Деловых линий»: есть даже рост, но он наблюдается уже несколько недель.
Многие фуры уехали с обочин, например, по информации ОПР, в Рязани – 30 машин. «У меня все машины стоят в гараже, это тоже стачка – клиенты просят, но я отказываю», – вздыхает владелец перевозчика из Дагестана: в прошлую акцию протеста – после запуска «Платона» – недельный простой стоил ему 4 млн руб. Сборы в «Платон» его компания не платит.
Под Москвой стали оцеплять стоянки протестующих – подъехала ГИБДД, полиция и даже тентовый армейский грузовик, но акция мирная и решили рассредоточить фуры по области, комментирует секретарь ОПР Сергей Рудаметкин. Через третьих лиц намекнули, что могут аннулировать пропуска на МКАД, говорит он. Акцию планируется возобновить в другом месте, пока около 100 водителей «стали на ремонт», рассказал Рудаметкин.
Тариф «Платона» повысят 15 апреля и стачка продлится минимум до 15-го, если власти не выполнят требования раньше, говорит Рудаметкин. Минтранс отказался от комментариев.