Росимущество продолжает требовать от госкомпаний половину прибыли
Или объяснений, почему они намерены платить меньшеРосимущество разослало в госкомпании из специального перечня письмо, касающееся уплаты дивидендов за 2016 г. В нем («Ведомости» ознакомились с его содержанием) Росимущество просит предусмотреть, чтобы компании направили на дивиденды всю чистую прибыль, не распределенную на финансирование инвестиционных программ, снижение избыточной долговой нагрузки, а также иные цели, предусмотренные долгосрочными программами развития компании или ее уставом, но не менее 50% прибыли. О письме «Ведомостям» рассказали сотрудник госкомпании, человек, знакомый с содержанием письма, и подтвердил федеральный чиновник. Аргумент Росимущества таков: бюджет 2017–2019 гг. рассчитывался осенью исходя из таких дивидендов, если госкомпании заплатят меньше, будут выпадающие доходы.
Это рекомендация, если компания хочет платить меньше, она должна объяснить почему, говорит федеральный чиновник, а решения, видимо, будут индивидуальные, поэтому компании и должны представить подсчеты. В их основе, продолжает он, должна быть аудированная годовая отчетность, данные о реализации программ развития и инвестпрограмм.
В 2016 г. госкомпаниям повысили дивиденды – с 25 до 50% прибыли по РСБУ или МСФО (от большей из величин). Летом Минфин предложил сделать эту норму бессрочной, но ориентироваться строго на МСФО – и сразу же записал в трехлетний бюджет 700 млрд руб.
Госкомпании с этим не согласны: некоторые («Газпром», «Транснефть») заплатили в 2016 г. меньше, в этом году рассчитывают на новые поблажки. В январе первый зампред правительства Игорь Шувалов заявил, что правительство не будет принимать постановление о повальном повышении дивидендов, которое все равно исполняться не будет: решения будут приниматься индивидуально.
Вопрос скоро будет обсуждаться на совещании у Шувалова, Минэкономразвития представит анализ ситуации в госкомпаниях, рассказал недавно министр экономического развития Максим Орешкин.
Минфин продолжает настаивать на едином подходе и указывает на большие выпадающие доходы бюджета – до 150–200 млрд руб. в год.
Орешкин считает, что все госкомпании вполне могут заплатить 50%, потому что любую эффективную инвестпрограмму можно профинансировать заимствованиями, говорит чиновник, знакомый с позицией Орешкина. Будучи замминистра финансов, он выступил соавтором «Основных направлений бюджетной политики на 2017–2019 гг.», где говорилось о дивидендной субсидии, которую получают госкомпании, платящие заниженные дивиденды. Анализ будет сделан в любом случае, заверяет чиновник.
«Вопрос дивидендных выплат будет решаться с учетом результатов анализа в разрезе каждой компании в соответствии с отраслевой спецификой, инвестпрограммой, программами развития. Информация запрошена Минэкономразвития у отраслевых органов власти», – говорит представитель Минэкономразвития.
Человек, близкий к «Газпрому», сказал, что 50% – очень много. 1 марта правление «Газпрома» предложило совету директоров сохранить дивиденды за 2016 г. на уровне прошлогодних: 186,8 млрд руб., или 7,89 руб. на акцию, это около 24% прибыли по МСФО. Предложение учитывает инвестиционные потребности компании, в том числе в международных проектах, а также уровень долговой нагрузки, сообщала компания.
Fitch оценивает прибыль «Газпрома» за 2016 г. в 800 млрд руб., а значит, государство может получить напрямую от компании (дивиденды через «Роснефтегаз» оно получит в 2018 г.) до 172,3 млрд руб. при планке в 50% прибыли по МСФО. Из-за большой инвестпрограммы «Газпрома» («Северный поток – 2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири» общей суммой в 1,55–1,6 трлн руб., по прогнозам «Ренессанс капитала») денежный поток компании будет нулевой или отрицательный. Так что компании в любом случае придется занимать. При дивидендах в 50% занять придется, по прогнозам аналитиков «Ренессанс капитала», 550–600 млрд руб. (не считая рефинансирования краткосрочного долга). Долговая нагрузка «Газпрома» это позволяет: чистый долг увеличится всего до 1,6 EBITDA.
Это сейчас у них низкая долговая нагрузка, но надо смотреть в динамике – с учетом инвестпрограммы на горизонте нескольких лет она сильно увеличится, спорит чиновник Минэнерго.
Исход пока непонятен, говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров. «С одной стороны, во все прошлые годы планы по повышению дивидендов были лишь дополнительными инициативами Минфина, они еще не были заложены в бюджет, но сейчас невыполнение этого правила будет вести к прямым потерям бюджета, от них сложнее отказаться. Также в отличие от прошлых лет и Минэкономразвития, и Минфин солидарны, что компании могут финансировать инвестпрограммы и за счет долга», – рассуждает Тихомиров. В прошлом году бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев поддержал «Газпром», объяснив, что компания заплатила повышенный НДПИ (в этом году НДПИ для газа снова повышен). Сейчас ситуация улучшилась, нефтяные доходы превышают запланированные, а «Газпром» в прошлом году получил исключение даже при очень плохой ситуации с бюджетом, продолжает Тихомиров: был недобор доходов, который должна была покрыть тогда еще сомнительная продажа «Роснефти».
Так что, если «Газпром» заплатит 50% по МСФО, это будет революция, максимум, на что можно рассчитывать Минфину, – компромисс, т. е. хотя бы выше 25% прибыли, заключает экономист.