Минфин получил нагоняй от Путина за открытость
Президенту не понравилось, что Силуанов рассказал о своих налоговых предложенияхПроработать контуры новой налоговой системы к 1 декабря 2017 г. поручил правительству вместе с бизнесом президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Это породило неопределенность, жаловались бизнесмены и чиновники. Путин требует от правительства как можно быстрее определить контуры налоговой политики, говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Чем быстрее дискуссия будет завершена, тем будет лучше для бизнеса», – заявил в понедельник президент РСПП Александр Шохин, открывая налоговый форум на Неделе российского бизнеса.
Единственным министерством, которое публично рассказало о своих предложениях, стал Минфин (см. врез). Налоговую нагрузку (через бюджетную систему перераспределяется 31,6% ВВП) не увеличивать, а перераспределить внутри системы, предложил на налоговом форуме министр финансов Антон Силуанов: считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на косвенные налоги (снизить взносы до 22% и увеличить НДС до 22%). При проведении маневра дополнительная нагрузка возрастет только на те отрасли, где высокая доля серого сектора, а для бюджета он будет нейтральным, пообещал он: «Наш договор – не увеличиваем налоговую нагрузку, коллеги, платите налоги по законодательству».
Налоговый маневр обсуждается в правительстве с осени прошлого года. Вариант Минэкономразвития – ставки 21/21 – предлагал Шувалову министр Максим Орешкин (он выступал с этой идеей, еще когда работал в Минфине). Пока это предложение Министерства финансов, комментировал маневр Силуанова Орешкин: его еще нужно обсуждать в правительстве, там есть развилки – в том числе с точки зрения влияния повышения НДС на инфляцию. Обсуждаемые Минэкономразвития и Минфином варианты разгоняют инфляцию примерно на 1,4–2% п. п.
Что еще в плане Силуанова
Унифицировать ставку взноса, завершить нефтегазовый маневр, а в 2022–2025 гг. обнулить экспортную пошлину, перейти от НДПИ к налогу на добавленный доход в нефтянке, провести инвентаризацию налоговых льгот, копить на пенсию в системе «индивидуальный пенсионный капитал» предложил Силуанов.
Публичность дискуссии не нашла одобрения на высшем уровне. «Мы получили замечания на днях по налогам: нечего, не согласовав основные подходы по налогам, выносить на публику, будет ли ставка [НДС и соцвзносов] 21 или 22%, потому что у общества еще нет консенсуса по этому поводу», – указал на съезде РСПП Шувалов. В обсуждении участвуют люди доверенные, решения пока не приняты, а мы выносим это на публику, порождая или ненужные ожидания, или тревогу, пояснил позже сам Путин. Мы благодарны ключевым министерствам за то, что они с нами это обсуждают, заступился за Минфин Шохин: у нас есть возможность просчитать последствия тех или иных вариантов, предложить свои аргументы.
Не узнают бизнес и общество и о содержании проекта стратегии развития России, которую готовит для Путина ЦСР под руководством Алексея Кудрина. Он предупредил, что не будет обнародовать стратегию до одобрения президентом.
Слова президента и вице-премьера выглядят как попытка вернуться к прежним временам, когда не было утечек, оценивает политолог Екатерина Шульман. Желание это сделать понятно, но повернуть этот процесс вспять невозможно, считает она. Нет ничего страшного в том, что бизнесу какие-то подходы отдельных министерств и ведомств известны заранее, указывает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: если бизнес знает, что идет кулуарное обсуждение, но не знает о чем, это нагнетает обстановку. Лучше не закрываться, советует он.