Потребительский оптимизм россиян пошел на спад
Доля тех, кто не ждет улучшений, снова растетПотребительские настроения россиян вернулись на уровни декабря 2016 г., следует из февральского опроса «инФОМа», проведенного по заказу ЦБ. На 3 п. п. выросла доля тех, кто говорит об ухудшении материального положения (до 38%), и снизилась на 2 п. п. тех, кто считает, что оно не изменилось (до 51%). В целом оценки сопоставимы с январем 2015 г.
В феврале респонденты стали реже говорить о том, что кто-то из членов их семьи стал больше зарабатывать или вышел на работу. Ожидания изменения материального положения вернулись к декабрьским значениям – 19% опрошенных ожидали улучшения, а 20% – ухудшения, доля тех, кто не ждет изменений в ближайший год, выросла на 2 п. п. Медианное значение среднедушевого дохода практически не изменилось, оставшись примерно на уровне середины 2015 г.
Реальные доходы населения снижаются три года подряд и все больше зависят от социальных выплат. В 2016 г. 19% доходов среднестатистический россиянин получил от государства – это исторический рекорд, следует из данных Росстата. В январе реальные доходы выросли впервые с ноября 2014 г. – на 8,1%. Но рост полностью обеспечен разовой выплатой в 5000 руб. пенсионерам, посчитали в ВЭБе. Федеральный бюджет потратил на нее 221,7 млрд руб., частично компенсировав потери пенсионеров из-за отказа правительства от индексации пенсий по инфляции.
На выплату пришлось около 7,3% розничного товарооборота и услуг населению в январе, подсчитали в Центре развития ВШЭ: это означает, что в первый месяц зимы было потрачено лишь около четверти выделенных средств и в ближайшие несколько месяцев вероятно сохранение повышенной потребительской активности. По мере их расходования стимулирующий эффект выплаты иссякнет, говорится в обзоре Центра развития.
Привычка к экономии
Привычка японцев к стагнации зарплат и дефляции сдерживает развитие страны, писала WSJ. 20 млн японцев в возрасте 20–34 лет привыкли к тому, что завтра цены будут ниже, чем сегодня, и инстинктивно предпочитают не рисковать, а экономить. Правительство и центробанк Японии стимулирующими мерами не смогли преодолеть привычку населения сберегать.
Ухудшение оценок и ожиданий изменения материального положения в феврале отразилось на потребительском поведении опрошенных, говорится в исследовании ФОМа: оптимизм потребительских и сберегательных установок прошлого месяца иссяк. В феврале выросла на 3 п. п. до 42% доля тех, кто считает, что сейчас не время для крупных покупок, доля тех, кто думает наоборот, уменьшилась на 4 п. п. до 17%. Существенно выросла доля тех, кто крупных расходов не планировал (на 8 п. п. до 33%). В то же время на 4 п. п. (до 43%) снизилась доля тех, кому приходилось отказываться от запланированных расходов.
Никаких существенных изменений с потребительскими настроениями россиян не произошло, говорит директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Социальные процессы обладают значительной инерционностью и рост экономических индикаторов на них практически не влияет, констатирует Малева: резкий рост цен на нефть или динамики ВВП на социальное самочувствие и реальное благосостояние людей не влияет. Население привыкло к плохому – это «негативная стабилизация», которая усложняет выход из кризиса, указывает Малева. Ситуация даже хуже, чем в 90-е, продолжает она: тогда за счет роста частного предпринимательства или сектора НКО население могло выживать, а теперь государство определяет, где и сколько рабочих мест создается, и возможностей у людей значительно меньше.