Верховный суд: налоговики не могут проверять цены любых сделок
Юристы боятся, что налоговики продолжат это делатьКогда в 2012 г. вводился механизм контроля за ценами сделок, бизнес надеялся, что ФНС будет проверять только узкий круг сделок взаимозависимых компаний. И заниматься этим будет только центральный аппарат службы, а не местные инспекции. Но надежды не оправдались – налоговики пытаются доначислять налоги, проверяя рыночность цен самых разных сделок с помощью методов, описанных в Налоговом кодексе. Они указывают, что проверяют не цены, а обоснованность налоговой выгоды – например, размер расходов.
На прошлой неделе Верховный суд дал разъяснения для судов в обзоре практики. Цены контролируемых сделок (они перечислены в Налоговом кодексе, например, между зависимыми компаниями и с доходом более 1 млрд руб.) может проверять только центральный аппарат ФНС, указал Верховный суд. Цены остальных сделок местные инспекции могут проверять лишь в отдельных случаях.
Мнения юристов разделились – одни считают, что суд поддержал бизнес, другие – налоговиков. Налоговики могут решить, что суд фактически позволил им без ограничений проверять цены сделок, используя перечисленные в Налоговом кодексе методы, опасается партнер Taxology Алексей Артюх. Хотя это противоречит Налоговому кодексу, указывает он: такое право, исходя из позиции суда, у них есть, если изначально в сделке не было данных о цене – например, при безвозмездном получении имущества. Или если компания предоставила недостоверные данные, продолжает он: тогда они могут рассчитать цены, сравнив их с аналогичными сделками. В некоторых случаях обзор может даже помочь компаниям, не согласен директор группы налоговых споров KPMG Антон Зыков: налоговики не полностью откажут в признании расходов, а частично, пересчитав их исходя из рыночных цен.
Большая разница
С такими претензиями столкнулось, например, ООО «Деловой центр «Минаевский». В 2011–2012 гг. компания продала «дочкам» три здания – в 30, 116 и 230 раз ниже рыночной цены. А ООО «Фалм-С» были доначислены налоги, так как компания продала подержанный автомобиль заместителю директора фирмы в 60 раз дешевле рыночной цены, вспоминает Артюх, а в деле ООО «Внуково-9» цена проданного земельного участка в Подмосковье была ниже рыночной более чем в 20 раз.
Еще одним основанием для проверки сделки может быть многократное отклонение цены от рыночной. На это уже указывала коллегия по экономическим спорам Верховного суда (см. врез). Но теперь суд назвал дополнительные условия: кроме существенного отклонения (например, в десятки раз), должны быть и другие основания подозревать компании в налоговой минимизации – их появление незадолго до сделки, нестандартные расчеты, взаимозависимость и т. д. Иначе суды могли начать подтверждать доначисление налогов только из-за многократного отклонения цен от рыночных, отмечает партнер Deloitte Дмитрий Кулаков. Так сейчас налоговики и действуют, замечает Артюх. Именно такая позиция уже доведена до территориальных инспекций, рассказывает сотрудник налоговых органов: необоснованность налоговой выгоды должна подтверждаться совокупностью обстоятельств, а не только отклонением цен от рыночных.
Обзор лишь формально ограничивает случаи ценового контроля, отмечает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов, поэтому инспектора фактически будут пересматривать цены под видом проверки налоговой выгоды. Это ставит в более выгодное положение компании с контролируемыми сделками – их проверяет центральный аппарат по закрепленным в Налоговом кодексе правилам, отмечает он. Например, проводит симметричные корректировки – когда цена сделки меняется не только у компании, но и у ее контрагента, чтобы избежать двойного налогообложения сделки.