ФАС вынесла решение, угрожающее рынку концессий
Служба запретила финансировать концессию полностью за счет бюджетаКак правило, так структурируются дорожные проекты, которые предусматривают получение концессионером дохода не от сбора платы за проезд, а от государства (концедента), рассказывает Долгов, и множество других концессий, например в социальной сфере. Это превалирующий формат дорожных концессий, говорит исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов, именно так структурирована концессия «Платона». На такие проекты приходится 30–40% инвестиций в концессии, считает Качкин: например, третий и четвертый участки ЦКАД. Но по ЦКАД конкурс проводился на основании распоряжения правительства, а значит, схема была признана законной, рассуждает он.
Решение ФАС связано с тендером на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск в Башкирии, проведенным в конце 2016 г. (см. врез). Конкурсная комиссия сочла, что предложение одного из претендентов – ООО «Южноуральская дирекция автодороги» – не соответствует требованиям, так как в письме поддержки от финансирующих организаций (башкирское отделение Сбербанка и «Глобэкс») было недостаточно данных. Компания с этим не согласилась и обратилась в ФАС с просьбой признать необоснованным решение республиканского комитета по транспорту и дорожному хозяйству.
В конце января ФАС решила, что доводы компании неубедительны, но результаты конкурса нужно аннулировать (информация размещена на torgi.gov.ru). Все расходы концессионера должны были покрываться платой от государства, а это нарушает закон о концессиях, пишет ФАС. Решение ФАС требует дополнительного анализа, лаконичен представитель Росавтодора.
Концессия отличается от госзакупок тем, что подразумевает частичное, неполное финансирование со стороны государства, а как только оно берет на себя все расходы, проект превращается в обычное строительство по госзаказу, говорит замруководителя ФАС Рачик Петросян. Организаторы конкурса подтвердили, что частного финансирования в проекте нет, продолжает он. Если не проводить границу, то весь госзаказ можно увести в концессию и начнутся злоупотребления, считает Петросян.
Стерлитамак – Магнитогорск
Двухполосная дорога длиной 171 км должна связать два промышленных центра и частично переключить на себя транспортные потоки с трассы М5 «Урал» и маршрута Европа – Западный Китай. К участию в конкурсе было допущено пять компаний: «Южноуральская дирекция автодороги», «Башкирские скоростные магистрали», «Башкирдорстрой», научный производственный центр «Инвестстройпроект» и «Строительный сервис». Победителем 30 декабря был признан «Башкирдорстрой». Проект предполагает федеральное финансирование в 20 млрд руб., 4,5 млрд – за счет региона и 5,8 млрд – от инвестора. На дороге будут платные участки, власти установят на них предельный тариф (10–25 руб./км). Кроме того, предусмотрена плата государства концессионеру – по конкурсу 12,9 млрд руб.
Решение ФАС разрушает практику – вне закона оказываются концессионные проекты, предусматривающие 100%-ное бюджетное финансирование, говорит управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Скорее всего, решение ФАС будет обжаловано, но, пока суд не вынесет решение, риски для рынка остаются, предупреждает партнер Hogan Lovells Александр Долгов: уже заключенные концессии могут быть оспорены.
Если следовать логике ФАС, то все риски периода эксплуатации должны быть на инвесторе, отмечает Чичканов: такая модель может снизить до нуля количество потенциальных инвесторов в будущие проекты. Вопрос нужно тщательно проработать с юристами и ключевыми игроками рынка, чтобы такой инструмент, как плата концедента, мог использоваться, иначе многие проекты государственно-частного партнерства будут заморожены, предупреждает представитель Сбербанка.
Решение ФАС – это результат в том числе непрерывных точечных изменений в закон о концессиях, полагает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Предписание ФАС может быть воспринято как вызов законодателям системно «переписать» концессионный закон и дать юридическую защиту всему многообразию концессионных бизнес-моделей, считает она.