ФРС готовится разгрузить баланс

Но избавление от активов на $4,5 трлн несет в себе серьезные риски
Председатель ФРС Джаннет Йеллен
Председатель ФРС Джаннет Йеллен / Bao Dandan / Zuma / TASS

Федеральная резервная система (ФРС) США уже дважды повысила процентные ставки, начав движение в сторону их нормализации. Теперь управляющие центробанка готовятся обсудить более сложный шаг – сокращение на его балансе ценных бумаг, которые были накоплены в ходе борьбы с финансовым кризисом. Активы достигли $4,5 трлн, и в последние дни несколько представителей ФРС высказались на эту тему.

Президент Федерального резервного банка (ФРБ) Филадельфии Патрик Харкер предположил, что этот вопрос станет центральным, как только краткосрочные процентные ставки достигнут 1%. Предполагается, что это произойдет в 2017 г., сейчас они равны 0,5–0,75%. Также член совета управляющих ФРС Лаэл Брейнард, которая обычно выступает за мягкую денежную политику, заявила во вторник, что сильное фискальное стимулирование администрацией Дональда Трампа может приблизить тот день, когда центробанк начнет сокращать баланс.

Этот шаг станет знаковым в процессе сворачивания антикризисных мер и снизит давление на ФРС со стороны политиков, обеспокоенных, что ее политика может привести к высокой инфляции или надуванию пузырей. Но процесс этот также очень рискованный и может спровоцировать нестабильность на финансовых рынках, как показало заявление о готовности начать сворачивать программу денежного стимулирования в 2013 г.

«Нормализация баланса подаст сигнал, что ФРС меньше желает быть непосредственным участником рынков и это лишает инвесторов подстраховки, – говорит Скотт Мэтер, управляющий фондом Total Return Fund (размером $75 млрд) компании PIMCO. – Когда об этом будут писать учебники, там будет говориться, как сначала в течение 10 лет экстраординарная денежная политика поднимала [на рынках] все лодки, а затем – как шла нормализация в течение следующих 10 лет».

Процесс стоит начинать только в том случае, если ФРС будет уверена, что не придется идти на попятную, сказал Financial Times на прошлой неделе президент ФРБ Бостона Эрик Розенгрен. Изменение долгосрочных процентных ставок может меньше влиять на валютный курс, чем краткосрочных, называет он один из плюсов сокращения баланса.

Когда наступает срок погашения бумаг в портфеле ФРС, она обычно реинвестирует доходы. Как ожидают аналитики и инвесторы, ФРС начнет меньше реинвестировать, чтобы обеспечить плавное сокращение бумаг на балансе. По оценкам Morgan Stanley, без реинвестирования ее портфель гособлигаций за первые два года уменьшится сразу на $600 млрд.

Стратег RBC Майкл Клоэрти считает, что ФРС начнет сокращать баланс к концу 2017 г. – до того, как председателю ФРС Джаннет Йеллен, возможно, придется уступить свое кресло человеку, выбранному администрацией Трампа. «Председатели ФРС любят запускать важные инициативы перед своим уходом, и Йеллен, вероятно, будет желать этого сильнее, поскольку некоторые ее потенциальные преемники говорили об относительно резком сокращении баланса», – отмечает Клоэрти.

Хотя уменьшение баланса ФРС повысит потребности правительства в финансировании, это можно компенсировать эмиссией краткосрочных облигаций, так как на них по-прежнему высокий спрос, утверждает Клоэрти. Но некоторые инвесторы обеспокоены, что ФРС сократит инвестиции тогда же, когда администрация Трампа будет наращивать выпуск долгосрочных бондов (в ней обсуждалась необходимость этого, в частности, для финансирования инфраструктурных вложений). Более высокие доходности также могут негативно повлиять на рынок акций, перегретый, по мнению ряда экспертов. Инвесторов волнует и то, как прекращение покупок ипотечных бондов повлияет на рынок недвижимости. Сейчас их у ФРС на балансе на $1,74 трлн, что составляет около 20% от всего рынка ипотечных ценных бумаг США.

Наконец, есть риск, что этот процесс встревожит финансовые рынки столь же сильно, как заявление в 2013 г. тогдашнего председателя ФРС Бена Бернанке о готовности сворачивать программу скупки активов. Тогда это привело к резкой распродаже облигаций, последствия которой наблюдались по всему миру. Это объясняет, почему управляющие ФРС начали говорить о сокращении баланса задолго до того, как начать действовать. Риск в том, что реальные шаги в этом направлении опять приведут к дестабилизации на рынках, говорит экономист Cornerstone Macro Роберто Перли: «В прошлый раз они в конечном итоге успокоились, но это заняло много времени».

Перевел Алексей Невельский

Председатель ФРС Джаннет Йеллен