Реформа закупок сдвинулась с мертвой точки
Поправки наконец дошли до ГосдумыПоправки в систему закупок государства и госкомпаний, которые обсуждались больше года, поступили в Госдуму («Ведомости» ознакомились с текстом, подлинность подтвердил чиновник Минэкономразвития). Поправки внесены в Госдуму в редакции, подготовленной Минэкономразвития, подтвердил представитель министерства.
На закупки госкомпании тратят 25 трлн руб. (см. график). Их закупки называют непрозрачными, 95% проходит у единственного поставщика, говорил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, причисляя к нему и «иные» способы.
У поправок непростая судьба. Проект в первом чтении был принят еще в сентябре 2015 г. Потом забуксовал из-за сопротивления госкомпаний, им предлагалось избавиться от 3800 способов закупок и перейти на пять. За закрытый перечень процедур и перевод на электронные площадки госзаказа выступала ФАС, эти поправки прошли частично, говорит замруководителя службы Рачик Петросян. Закрытый перечень будет установлен только для закупок у малого и среднего бизнеса (до 400 млн руб.), для них же и закрытый перечень площадок – шесть, определенных для госзаказа. Петросян надеется, что «практика будет успешной и ее можно будет распространить на все закупки госкомпаний».
Правила госзаказа
С 1 июля 2018 г. все госзакупки предложено перевести в электронный вид, а электронные площадки должны будут изменить финансовую модель – зарабатывать не на обеспечении заявки, а на плате участников и/или заказчиков за торги по тарифу, установленному правительством.
Основное возражение вызывало не желание оставить строго определенные способы закупок, а обязанность заключать договор с победителем торгов без возможности отказаться от договора или поправить его, рассказывал в интервью «Ведомостям» замминистра экономического развития Евгений Елин.
Компании выступили со встречными предложениями – смягчить даже действующее регулирование, например вывести из-под закона о закупках внутригрупповые покупки сырья у своей специализированной «дочки». И Минэкономразвития пошло навстречу: в итоговом варианте из-под регулирования выведены взаимозависимые лица, а также сделки с недвижимостью, если продавцом выступает государство; документы о закупке (протоколы и проекты договоров) у единственного поставщика можно будет не размещать на портале zakupki.gov.ru. Такой подход снизит издержки заказчиков на выполнение закона не менее чем на 30%, говорит представитель Минэкономразвития.
Компании должны будут сами определить, какие способы конкурентные, а какие нет, и указать это в положении о закупке. Конкурентные закупки будут проводиться только в электронной форме.
Нельзя исходить из того, что все менеджеры госкомпаний обуреваемы лишь одной идеей – как украсть, объяснял Елин. Не надо пытаться подменить корпоративное регулирование единой для всех госкомпаний системой закупок, говорил он, для этого есть советы директоров и госпредставители и не надо вместо этого ставить «дядьку с дубиной» в виде контрактной системы.
Цель поправок – расширить доступ малых и средних предприятий к закупкам крупнейших компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий, поясняет представитель Минэкономразвития. Сейчас госкомпании обязаны публиковать данные о таких закупках в Единой информационной системе. По оценкам Агентства стратегических инициатив, издержки на участие в тендере могут составлять до 5% от цены договора, продолжает представитель Минэкономразвития. Это затраты на формирование и подачу заявок, аккредитацию на электронных площадках, предоставление обеспечения заявок.
Хорошо, что был найден компромисс, говорит эксперт по закупкам Экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский. Поправки отличаются в лучшую сторону от первоначальной редакции, поскольку в них учли предложения бизнеса, говорит директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов. Для малого и среднего бизнеса доступ к заказу госкомпаний улучшится кардинально, говорит вице-президент ТПП и малый предприниматель Елена Дыбова. Пока невозможно освоить все разнообразие способов закупок и множество электронных площадок, признается она: «Я одолела десять».
Нельзя сказать, что поправки улучшат ситуацию с заказом госкомпаний и государства, полагает первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин. Они сконцентрированы на регулировании процесса отбора поставщиков, тогда как надо смотреть на эффективность результата, говорит он.