Шансы на налоговую реформу в нефтяной отрасли могут вырасти

Не исключено, что Минфин преувеличивает потери бюджета
НДД взимается не с количества добытой нефти, как НДПИ, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку
НДД взимается не с количества добытой нефти, как НДПИ, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку / М. Стулов / Ведомости

В конце прошлой недели министр финансов Антон Силуанов призвал к скорейшему переходу с НДПИ на налог на добавленный доход (НДД): «Переход уже назрел, нужно срочно принимать это решение». НДД взимается не с количества добытой нефти, как НДПИ, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Однако реформа увязла в спорах Минфина с Минэнерго и нефтяниками. Введение НДД на новых месторождениях не приведет к выпадающим доходам бюджета. Но потери будут из-за предложенного в законопроекте Минфина эксперимента на старых месторождениях в Западной Сибири с добычей в 15 млн т – 50–60 млрд руб. В качестве компенсации Минфин предлагает повысить НДПИ на сопоставимую сумму для всей отрасли. Минэнерго и компании категорически против. Детали реформы продолжают обсуждаться, лаконичен представитель Минфина.

Еще одна проблема – список пилотов, к которому может добавиться месторождение «Роснефти» Самотлор. Компания просит для него льгот, а Минфин предложил встроить месторождение в реформу. Включение Самотлора в список увеличит выпадающие доходы еще на 50–60 млрд руб., т. е. удвоит их, говорит чиновник Минфина.

Но потери бюджета могут оказаться меньше – тогда и НДПИ можно не так сильно повышать, рассуждают два участника совещаний в Минфине. Это произойдет, если компании умерят свои аппетиты и подкорректируют параметры НДД – к примеру, проводить эксперимент на месторождениях с добычей 10 млн т или снизить максимально допустимые затраты с 9520 руб./т (издержки сверх этой суммы не учитываются при расчете налога), рассуждает федеральный чиновник.

Если добыча на пилотах будет до 10 млн т, то максимальные выпадающие доходы бюджета окажутся ниже – 33,9 млрд руб. (если добыча совсем не вырастет и допустимые затраты будут выше 9520 руб./т), подсчитали эксперты Vygon Consulting. Они оценили, как изменятся доходы бюджета при различном уровне дополнительной добычи и затрат. Если предельные затраты будут около 7000 руб., то бюджет потеряет порядка 22 млрд руб., при 5000 руб. – всего 12,4 млрд – и то при условии, что добыча совсем не вырастет. Если она увеличится хотя бы на 10% при затратах в 5000 руб./т, потерь у бюджета почти не будет, а при ее росте на 20% бюджет уже заработает 12 млрд руб. Если добыча вырастет на 50% – около 50 млрд руб.

В реальности при запуске пилотов на 10 млн т выпадающие доходы едва ли превысят 20 млрд руб., считает директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. Текущий уровень производственных издержек для среднего западносибирского проекта – как раз примерно 5000 руб./т, объясняет он: «А предположение, что компании почти вдвое будут увеличивать затраты (до значений, более характерных для новых месторождений отдельных регионов), – слишком консервативно». Сама идея – учитывать только рост затрат, не принимая в расчет дополнительную добычу за счет увеличения инвестиций, – достаточно спорна, указывает Борисов.

В законопроекте Минфин предлагает компенсировать потери общим повышением НДПИ на 104 руб./т. Скорее всего, выпадающие доходы будут меньше и НДПИ можно будет поднять, к примеру, на 70 руб./т – это уже вполне приемлемое повышение нагрузки, хотя в любом случае для отрасли это плохо, рассуждает старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Если выпадающие доходы будут не так велики, то и компенсация, которую придется заплатить отрасли за эксперимент и включение в него Самотлора, будет ниже, рассуждает федеральный чиновник: «Это политическое решение будет приниматься на самом верху».

НДД взимается не с количества добытой нефти, как НДПИ, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку