Росстат пересмотрел итоги 2015 года, уменьшив экономический спад до 3%
Теперь выходить из двухлетней рецессии экономике будет статистически прощеРосстат существенно – на одну пятую – скорректировал масштаб падения экономики в 2015 г. Согласно новой оценке, спад ВВП в 2015 г. составил не 3,7%, а 3% за счет пересмотра итогов III квартала.
Это третья оценка ВВП 2015 г., всего их пять согласно стандарту МВФ, которого придерживается Росстат. Окончательная, пятая оценка, будет дана в конце 2017 г., а в конце марта вместе с четвертой оценкой Росстат уточнит поквартальные данные.
На данные 2016 г. пересмотр 2015 г. не повлиял: Росстат подтвердил прежнюю оценку по III кварталу 2016 г. – спад на 0,4% после спада на 0,6% во втором и на 1,2% в I квартале.
Ранее Минэкономразвития оценивало спад за 11 месяцев 2016 г. в 0,6%, а по итогам года – в 0,5%. Если эта оценка окажется верна, то пересмотр статданных сократил масштаб двухлетней рецессии с 4,2 до 3,5%, или на 0,7 процентного пункта, т. е. фактически «подарив» экономике «год роста»: по базовому прогнозу Минэкономразвития, почти на столько же (на 0,6%) экономика вырастет в 2017 г. В соответствии с базовым прогнозом на уровень 2014 г. – первого года остановки роста – экономика выходила спустя пять лет, в 2019 г.; теперь при тех же темпах роста в 2019 г. она превысит уровень 2014-го на 0,8%.
В структуре производства ВВП улучшение данных за 2015 г. произошло прежде всего за счет пересмотра вклада сектора госуправления и обеспечения военной безопасности. До пересмотра вклад этого сектора в динамику ВВП был отрицательным, его валовая добавленная стоимость падала, теперь же ее спад (на 0,8%) пересмотрен на рост на 3,4%, и это максимальный темп роста среди всех 16 укрупненных секторов экономики. К примеру, в сельском хозяйстве он составил 2,1%.
Еще больше ВВП
Номинальный ВВП 2015 г. увеличен с 80,8 трлн до 81,3 трлн руб., одновременно сокращена статистическая погрешность – ранее она достигала 2,2% ВВП (1,8 трлн руб.), теперь 0,8% (0,7 трлн руб.).
Исходя из доли сектора госуправления и обеспечения военной безопасности в ВВП его положительный вклад в динамику экономики в 2015 г. мог составить порядка 0,2 п. п., и это также максимальный положительный вклад среди 16 секторов (точнее, у девяти из них вклад был отрицательным). В этот сектор согласно классификатору видов экономической деятельности входит в том числе международная деятельность, включая предоставление военной помощи иностранным государствам. Соглашение России с Сирией было подписано в конце августа 2015 г., в тот же период Россия стала наращивать поставки в Сирию военной техники и увеличивать там военный контингент. Это теоретически совпадает с пересмотром как общего вклада в ВВП сектора госуправления и безопасности, так и с пересмотром динамики ВВП III квартала и года в целом. Помимо военной помощи в этот сектор входит в том числе обеспечение правопорядка, деятельность судебной системы, контроль и регулирование вопросов, связанных с обороной, включая обеспечение военной техникой, продовольствием и снаряжением.
Среди других секторов производства Росстат существенно понизил вклад в ВВП добычи полезных ископаемых (рост добавленной стоимости снижен с 1,1 до 0,2%), сельского хозяйства (рост снижен с 3,1 до 2,1%); несколько сократил масштабы падения обрабатывающей промышленности, оптовой торговли, строительства.
Новым данным о том, что спад был менее глубоким, можно было бы порадоваться, но, похоже, радоваться нечему, сомневается руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Интерпретировать рост нерыночных услуг нужно аккуратно, предупреждает он: увеличение военных расходов методологически считается увеличением военной безопасности, хотя на самом деле она увеличивается не в период военных действий, а наоборот.
В структуре использования ВВП после пересмотра сокращено падение потребления (с 7,9 до 7,1%), в том числе домохозяйств (с 10,1 до 8,8%), благодаря чему отрицательный вклад в ВВП сжатия их расходов снижен на 0,7 п. п., фактически на весь масштаб пересмотра оценки. В то же время увеличен масштаб инвестиционного спада – сокращения валового накопления, включая валовое накопление основного капитала (до 18,6 и 8,4% соответственно). Отрицательный вклад государственного потребления также увеличен, что не совпадает с динамикой производства сектора госуправления.