Правительство снова придумало, как реформировать контроль за бизнесом
Это станет отдельным проектомСовет по приоритетным проектам одобрил паспорт проекта реформы контрольно-надзорной деятельности. С 2018 г. плановые проверки должны будут проводиться только по объектам высокой категории риска, пообещал министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.
Программа будет проводиться в три этапа, закончится к 2025 г., пояснил представитель открытого правительства, среди проектов, например, переход на рискориентированный подход, усиление профилактики нарушений, создание системы оценки эффективности проверок и единого реестра требований. В 2017 г. будут пересмотрены обязательные требования для пяти видов деятельности – розницы, общественного питания, перевозок, производства продуктов и операций с недвижимостью. В 2018 г. – для трудового, экологического и санитарного надзора.
Сейчас вся система контроля построена так: каждый должен хоть что-то нарушить, отмечает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, нужно сокращать поводы для штрафов. По оценкам открытого правительства, 90% издержек бизнеса связаны с дублированием требований (около 2 млн). Некоторые так устарели, что выполнить их невозможно. Например, молочные заводы по инструкции санитарной обработки оборудования должны разбирать весь инвентарь и мыть его вручную. Но на современном оборудовании мойка полностью автоматизирована. Таких устаревших требований, принятых еще до 1990 г., эксперты ВШЭ насчитали более 3000. С июля 2017 г. будет введен запрет на проверку соблюдения требований из актов советского периода, передал через пресс-службу замминистра экономического развития Савва Шипов.
К 2018 г. потери бизнеса должны сократиться на 20%, а к 2025 г. – на 50%, говорит представитель открытого правительства. Пока из-за неэффективности контроля они достигают 5% ВВП, говорил ранее премьер Дмитрий Медведев. Проверка средней фирмы уменьшает ее доходность на 0,42 п. п., подсчитали эксперты Института проблем правоприменения (ИПП) при участии ЦСР (использовались данные компаний из шести регионов за 2010–2014 гг.). Больше всего страдает малый бизнес, указывают эксперты ИПП: за год маржинальность может снизиться на 0,72 п. п. Неуклонно растет и доля расходов на госуправление в бюджете: по сравнению с 2012-м в 2015–2016 гг. – на 0,8–0,9 п. п., оценивал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. И несмотря на сокращение числа контролеров, расходы продолжают расти. Эффективность же контролеров остается низкой – ежегодно они проверяют только 3% подконтрольных компаний, лучшие – около 17%, указывают эксперты ВШЭ. Компании, которые могут представлять опасность, не проверяются годами, а те, которые находятся на виду, наоборот, постоянно, рассказывает вице-президент по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин.
Волнует бизнес и большой перекос в сторону внеплановых проверок. По данным Минэкономразвития, за первое полугодие 2016 г. федеральные органы провели 609 918 проверок, 332 045 из которых были внеплановыми, перекос в региональном контроле еще больше – внеплановых было в 3 раза больше.
Нужно завершить подготовку и принять новый закон о контроле, иначе будет сложно достичь целей программы, отмечает Варварин. Например, сейчас не все контролеры должны вносить данные о проверках в единый реестр, говорит Шипов.
Эффективность контроля не повысить без рискориентированного подхода, считает Варварин. По проекту открытого правительства к 2019 г. перейти на него должны 95% контрольных органов. Но в 2015 г. система управления рисками была только у 10, подсчитала ВШЭ, и использовалась в 15% проверок. Анализ проверок, запланированных в 2017 г., показывает, что у контролеров, которые активно внедряют рискориентированный подход, плановых проверок становится меньше почти на 30%, а у других, напротив, больше, рассказывает Варварин. Большинство контролеров до сих пор не проводят профилактику нарушений, практически ни у кого из контролеров не внедрены проверочные листы, перечисляет он, не составлены профили рисков подконтрольных объектов. Системное внедрение рискориентированного подхода только началось, а число плановых проверок уже снижается, отмечает Шипов. Например, у МЧС на 2017 г. запланировано на 43 000 проверок меньше, у Роспотребнадзора около 400 000 объектов исключены из плановых проверок, рассказывает он.
Все это можно реформировать и без долгосрочной программы, а просто работая с отдельными контролерами, считает федеральный чиновник, а сами проекты похожи скорее на поручения.